* Отметим, что на рынке товаров и услуг и на рынке финансов конкуренция раз-ная, если в первом случае за право продать, то во втором за право купить



Скачать 111.25 Kb.
страница1/4
Дата21.02.2018
Размер111.25 Kb.
  1   2   3   4

Коротков А.В.

д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики Российского экономического университета



Korotkov.AV@rea.ru;

Вершинина А.А.

к.э.н., доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета



Vershinina.AA@rea.ru
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА
Ключевые слова: рыночная конкуренция, национальная конкурентоспособность, глобальная конкурентоспособность, индексы конкурентоспособности.
Введение

Цель настоящей статьи состоит в анализе содержания категории конкурентоспособности на страновом (государственном, национальном) уровне, а также в характеристике известных в международной экономической практике показателей глобальной конкурентоспособности. В статье поставлены и решены следующие задачи: анализ содержания категории конкурентоспособности; характеристика некоторых индексов конкурентоспособности с позиций соответствия их названий и содержания.



1. Основы рыночной конкуренции и конкурентоспособности

Основы конкурентоспособности разработаны применительно к рынку товаров и услуг. При рассмотрении конкурентоспособности исходной, базовой является категория конкуренции. В литературе часто под рыночной конкуренцией понимается состязательность свободных в своем рыночном поведении продавцов в борьбе за потребителя - за право продать продукт следующему звену в системе товародвижения1. Отметим, что необходимо учесть также состязательность за право купить - конкуренция покупателей.

Более общим является определение, в соответствии с которым рыночная конкуренция — состязательность, соперничество участников рынка в процессе купли-продажи конкурирующих продуктов, что согласуется с Федеральным законом «О защите конкуренции»: Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке1.

Сделаем важные замечания:



  • конкуренция продавцов и конкуренция покупателей существуют в экономике одновременно. При анализе конкуренции необходим конкурентный дуализм (термин авторов), когда каждый участник рынка (кроме конечного потребителя) рассматривается с двух позиций – конкуренции продавцов и конкуренции покупателей.

  • при конкуренции продавцов конкурируют продукты, которых два или более, а при конкуренции покупателей – покупатели продукта, имеющегося в ограниченном количестве или даже одного;

  • при конкуренции продавцов на первом плане находятся свойства конкурирующих продуктов, а при конкуренции покупателей – характеристики покупателей, характеризирующие право покупателя владеть продуктом;

  • по мнению авторов, конкуренция может быть виртуальной, мысленной, когда реально продукт не отчуждается и не приобретается.

Поскольку конкуренция определяется через соперничество, состязательность, то конкурентоспособность продукта2сравнительная характеристика преимущества конкретного продукта на рынке по сравнению с другими продуктами аналогичного назначения по принципу «лучше-хуже» с позиции потребителей. Это состязательность за право быть выбранным (в частности, проданным или купленным на рынке). По мнению авторов, здесь важны две ключевых идеи в понимании конкурентоспособности продукта: первое - наличие конкуренции, как совокупности трех составляющих – состязательности, наличия объекта и субъекта выбора, второе – конкурентоспособность сравнительная характеристика.

Для конкретизации содержания конкуренции авторами предложена логическая модель конкуренции, в соответствии с которой конкуренция предполагает одновременное наличие четырех условий (составляющих) – 1) непосредственно продукта, 2) объекта выбора, 3) субъекта выбора, 4) состязательности. Поясним объект и субъект выбора в терминах конкуренции продуктов, хотя данная логическая модель универсальна – она справедлива и для конкуренции продуктов (конкуренция продавцов) и для конкуренции покупателей:



  • продукт – объект, который переходит от продавца покупателю. Без продукта нет конкуренции. При конкуренции продавцов он является объектом выбора;

  • объекты выбора – это конкуренты. При конкуренции продавцов – это продукты, покупателей – это покупатели;

  • субъект выбора – тот, кто осуществляет осознанный выбор объекта выбора в пользу одного (части из) конкурентов по результатам их состязательности;

  • состязательность – соперничество объектов выбора по принципу «кто лучше». Состязательность предполагает сравнение, сопоставление.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Программа дисциплины «история религий»
2017 -> Название проекта «Туристский поход как пропаганда здорового образа жизни»
2017 -> Сборник выступлений участников XIV всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск» Выпуск 14
2017 -> Работа со средствами массовой информации
2017 -> Задачами изучения дисциплины «Маркетинговые исследования»
2017 -> Учебно-методического комплекса для самостоятельной работы по экономической теории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница