Актуальные проблемы информационного общества



Скачать 109.31 Kb.
страница1/2
Дата19.07.2018
Размер109.31 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»






Нагрузка


В часах

Всего часов по учебному плану

??

В том числе аудиторная нагрузка

30??

Лекции

30??

Семинары




Контрольная работа

2

Форма отчетности

зачет

Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28

Авторы программы и лекторы: кандидат социолог.наук, доцент Л.Г.Егорова (LGE64@mail.ru)

Курс является ????, читается в 9 семестре


Аннотация

Идея курса заключается в демонстрации образцов социально-философской постановки и решения проблем, связанных с информатизацией и компьютеризацией современного общества, влияния на его развитие информационных технологий. Курс не предполагает стандартного изучения различных направлений социальной теории. Вместо этого, детальному разбору подвергаются авторы, оказавшие наибольшее влияние на традицию исследования влияние технико-технологических изменений на социальную жизнь и ввиду этого заслуживающие изучения того, "как сделаны" их наиболее значимые работы. Автор учебного курса обращается к теоретическим взглядам Д.Белла, Д.Несбита, М.Макклюена, О.Тоффлера, Н.Масуда, М.Кастельса и других. Уровень социальных теорий «технологического детерминизма» предполагает, во-первых, метатеоретическую направ­ленность этих концепций, а во-вторых их междисциплинарный характер. Студенты в результате освоения курса должны научиться детально анализировать и философски осмыслять проблемы взаимоотношения развития информационных технологий и общества.


Учебная задача

Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией создания информационного общества и изучение национальных моделей строительства информационного общества, участие в актуальной теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на различные сферы жизнедеятельности общества, использование полученных теоретических знаний для анализа ситуации информатизации общества в России. Одной из ключевых целей курса является изучение социологической точки зрения на понимание таких социальных феноменов как Интернет (компьютерные сети), информационная безопасность, цифровое неравенство.

Программа включает содержание курса, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, примерные темы эссе и рефератов.


Методы проведения занятий: лекции, контрольная работа, участие студентов в дискуссиях по актуальным проблемам курса. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, проводимого в виде беседы по контрольным вопросам или защиты эссе. В итоговой оценке учитываются результаты текущего контроля.

Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекций, работа с литературой, написание эссе.

Содержание курса



п/п





Название темы и ее содержание

Кол-во часов лекции

Кол-во семин. (лаб.-практ.) занятий

1.

Технократическое направление в современной западной социологии.

Предмет и задачи курса. Понятие «технологического детерминизма». Техницизм и антитехницизм: оптимистическая и пессимистическая оценка роли развития техники в обществе. Футуристическая форма и плюрализм идейно-политических ориентаций концепций технократического направления в западной социологии.

Истоки технократического направления в социологии: идея технократии (Т. Веблен, Д. Бэрнхем). Оформление «технологического детерминизма» в самостоятельное направление западной социологии в 50-е годы ХХ века. Теории индустриального общества (У. Ростоу, Д.К. Гэлбрейт). Особенности проявления «технологического детерминизма» в современной западной социологии. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, Г. Кан и др.) и их критика. У. Хармен о парадоксах индустриализма.


4




2.

Информационно-компьютерная революция: сущность и основные характеристики.

Информационно-компьютерная революция и ее социокультурное осмысление. Сущность и основные характеристики информационно-компьютерной революции. Понятие информации: основные подходы. Информация как ресурс. Возрастание скорости передачи информации. Увеличение объема передаваемой информации. Использование обратных связей. Визуализация информации. Рост технической оснащенности управления. Информатизация как социальный процесс.









3.

Современные западные концепции «информационного общества» как развитие теорий «постиндустриализма».

Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика (О. Тоффлер, Дж. Нэсбит, Д. Лайон, У. Дж. Мартин, Н. Масуда, Ж. Серван-Шрейбер и др.). Классические характеристики информационного общества. Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д.Белла. Концепция «третьей волны» и ее развитие в трудах О. Тоффлера. Концепция «информационного общества» Н. Масуды. Концепция «телематического общества» У. Дж. Мартина. Мегатенденции в развитии современного общества Д. Нэсбита. Взгляд на XXI век как на общество «новых корпораций». Оптимизм футурологии Д. Нэсбита. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса. Процесс информатизации в постмодерном дискурсе. Критика Ф.Уэбстером концепций информационного общества.




4




4.

Информационное общество и СМИ.

«Глобальная деревня» и развитие компьютерных технологий в концепции М.Маклюена. СМИ в условиях перехода к информационному обществу. Воздействие факторов глобализации на становление информационного общества. Проблема регулирования процесса распространения информации: политические и правовые аспекты. Международные соглашения о свободе получения и распространения информации и национальные законодательства в этой области. Доклад Комиссии Ш.Макбрайда о последствиях неравномерности в обмене информацией. Проблема распространения и получения информации в условиях глобализации медарынка и возникновения ТНК средств массовой информации. Новые информационные технологии и СМИ.




4




5.

Опыт и проблемы становления глобального информационного общества.

Предпосылки становления глобального информационного общества. Доклад А.Гора о создании национальной информационной инфраструктуры в США. Доклад М.Бангеманна «Европа и мировое информационное общество». Развитие информационного общества во второй половине 90-х годов 20 века. Программа «Электронная Европа» (2000). Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) и практика реализации основных ее положений. Политика Европейского Союза в формировании информационного общества. Проблема сотрудничества государства и частного бизнеса в процессе информатизации общества.




4




6.

Интернет как глобальная информационная среда.

Средства связи в информационном обществе. Интернет как синтез всех предшествующих средств передачи информации и коммуникации. История создания Интернета. Технология Интернета. Проблемы управления сетью. Интернет как феномен культуры. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия.



2




7.

Проблема информационной безопасности и информационные войны.

Проблема информационной безопасности. Информационная безопасность российского общества (Концепция информационной безопасности РФ // Российская газета. 28 сентября 2000 года). Информационные войны: сущность, участники, цели, технологии. Методы ведения информационной войны. Социальные последствия информационных войн.




2




8.

Социальные проблемы информационного общества.

Социальная стратификация в информационном обществе. Изменения в трудовой деятельности под влиянием информатизации общества. Преодоление отчуждения в информационном обществе. «Цифровой разрыв» и возникновение «цифрового неравенства», его социальные последствия.

Становление глобального информационного общества и модели развития информационного общества. Национальные модели информационного общества и опыт их реализации (Великобритания, Финляндия, и др.). Социальные предпосылки и особенности становления информационного общества в России. Развитие в России информационной и коммуникационной инфра­структуры. Государственная информационная политика России. Проблемы и перспективы интеграции России в мировое информационное общество.


4




9.

Экономические проблемы становления информационного общества.

Влияние информационной революции на традиционную экономику. Информационная революция и «новая экономика». «Сетевой капитализм» М. Кастельса. «Экономика знаков и пространства» С.Лэша и Д.Урри. Становление рынка информационных технологий. Информационное общество и современная медиаэкономика. Медиаэкономикс как развитие экономической теории и социологии СМИ. Экономика культурной глобализации и медиарынки развитых стран.



2







Контрольная работа




2




Итого часов:

30









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница