Аналитический отчет



Скачать 312.45 Kb.
страница1/5
Дата13.02.2018
Размер312.45 Kb.
  1   2   3   4   5


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад комбинированного вида № 51

«Родничок»

Выступление из опыта работы


Использование метода сказкотерапии при формировании связной монологической речи

Дошкольника с ОНР

Спирина

Ольга Петровна
воспитатель

компенсирующей группы

высшая квалификационная

категория

р.п. Малышева

Введение
В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является учет особых образовательных возможностей и потребностей детей с Общим недоразвитием речи (ОНР) в различных организованных формах их воспитания и обучения.

Государственная политика в области образования детей с отклонениями в развитии определяется Законом РФ «Об образовании», в соответствии с которым Гражданам Российской Федерации «гарантируется возможность получения образования не зависимо от состояния здоровья» [9.п.1,ст.5]. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала, в адаптации поведения к школьным и социальным требованиям общества, основанной на принципах комплексного подхода.

Идея комплексного подхода в воспитании в отечественной педагогике впервые рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, а позже – в исследованиях Ю.К. Бабенского [3].

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Специфика воспитания и развития детей с речевыми нарушениями и реализация принципов комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи детей требует обращения к таким основным понятиям как обучение, воспитание и развитие. Говоря о комплексном подходе в области воспитания и обучения, Л.К. Новикова, А.Т. Куракин отмечают, что в ходе управления воспитательно – образовательным процессом этот принцип предполагает соблюдение целостного, системного характера целей, задач методов и приемов [21]. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией в будущем.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из древнейших методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Поскольку значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, сказка считается наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В последние три года появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако остро ощущается нехватка доступного практического материала для использования технологии сказкотерапии воспитателями детских садов.

Основное внимание уделяю развитию и коррекции связной монологической речи, способствующей своевременному гармоничному развитию ребенка. Педагогическая деятельность включает в себя следующее направление: комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу при апробации и внедрении технологии сказкотерапии.

Выявила противоречия:

- между возросшим интересом к аспектам личностного и речевого развития и отсутствием системной комплексной работы по развитию и коррекции связной монологической речи у детей с ОНР;

- между большим количеством теоретических разработок по использованию сказки в работе с детьми и нехваткой образовательно- развивающего практического материала в данной технологии для детей с отклонениями в развитии;

- между традиционным обучением, которое ориентируется на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупность конкретных знаний и умений) вне учета свойств личности и развивающим обучением, цель которого не формировать знания и умения, а развивать личность ребенка.

Определила следующие проблемы:

- как систематизировать работу во время «коррекционного часа», используя принцип концентрического наращивания материала методами сказкотерапии;

- какие приемы и формы работы при использовании сказкотерапии, музыкотерапии и арт - терапии обеспечат развитие диалогической и монологической речи ребенка в организованных и совместных видах деятельности.



Цель работы: определить эффективность использования метода сказкотерапии и музыкотерапии путем интеграции их в воспитательно-образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с успешным овладением связной монологической речью.

Определила задачи, соотнеся их с целью и задачами Образовательной программы детского сада:

- изучить психолого - педагогическую и логопедическую литературу по проблеме влияния сказки на личность ребенка и процесс развития связной монологической речи детей ОНР;

- разработать и апробировать План-программу «Коррекционный час» с использованием сказкотерапевтических приемов;

- ввести активное использование метода сказкотерапии в процесс развития и коррекции связной монологической речи детей;

- модифицировать воспитательно-образовательный процесс методами сказкотерапии, музыкотерапии, арт - терапии для развития творческой активности детей, расширяя личный опыт ребенка через средства языковой выразительности в языке жестов, мимике, позах, движениях.

Наметила предполагаемый результат:

1.Положительная динамика развития связной монологической речи у детей.

2.Внедрение в практику работы Плана-программы «Коррекционный час».

3.Создание практического комплекса для развития связной монологической речи детей посредством влияния сказки:



  • ритуалы вхождения в сказку;

  • приемы использования сказкотерапии и музыкотерапии в

совместных видах деятельности;

  • практикум «Сказочная игротерапия»;

  • структура сказкотерапевтического занятия;

  • конспекты занятий по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений;

  • введение сказкотерапевтических занятий в рабочую программу (раздел «Развитие речи», перспективный план по рисованию «Сказки и краски»).

4.Оформление уголка сказок «Театральная страна».




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница