Бюллетень нормативно-правовой информации. 2002, №13. С. 13 15



Дата01.08.2018
Размер62.5 Kb.
ТипБюллетень

ЭФФЕКТИВНЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ –
ВЫШЕ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ

(Бюллетень нормативно-правовой информации. 2002, № 13. С. 13 - 15)

Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

Зародившись на заре человеческой истории, право тоже не стоит на месте, оно “развивается”, все более и более обогащается новыми идеями и практикой и в этой связи также представляет одну из общечеловеческих ценностей, являясь таким образом одним из компонентов (составных частей) общей культуры, прежде всего духовной культуры.

Развитию правовой культуры непосредственно содействует деятельность Конституционного Суда по отправлению конституционного правосудия. Ведь проверяя нормативные акты на соответствие Основному Закону, он не только “выводит” из правового оборота неконституционные акты, но и тем самым содействует устранению недостатков в правотворческой и правоприменительной деятельности, повышению уровня правовой культуры, в том числе правового сознания.

В литературе даются различные определения правовой культуры.

Правовая культура определяется как качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Таким образом, в данном определении правовой культуры указываются слагаемые элементы:

1) достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2) правовая практика;

3) правосознание;

4) степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

— знание населением законодательства;

— развитость правотворческого процесса, т.е. процедуры подготовки и принятия актов законодательства;

— степень соответствия актов законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

— соответствие практики законодательству;

— степень уважения населением норм права.

Можно различать правовую культуру отдельного человека и общества в целом. В первом случае мы оцениваем личностные свойства конкретного лица, во втором — общества в целом.

Оценивая правовую культуру мы можем говорить о различных ее уровнях, например, высоком, среднем, низком.

В качестве важнейшего элемента правовой культуры является уровень развития всей системы правовых актов, т.е. законов Парламента, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, решений министерств, решений местных Советов депутатов и др.

От того, насколько разумны по своему содержанию правовые акты, помогают они развитию экономики, развитию свободы человека, мы можем судить о влиянии актов законодательства на правовую культуру общества. Очень важно, чтобы акты законодательства готовилось с учетом необходимости уважения личных прав человека (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, взглядов и суждений и др.), т.е. тех прав, которые человек получает не от государства, а в силу рождения. От того, насколько законодательство отвечает этим требованиям, мы можем судить о его прогрессивности.

Основу законодательства, ядро правовой системы составляет Конституция Республики Беларусь. По своему содержанию, с точки зрения соответствия ее норм (статей) важнейшим международно-правовым документам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах), она является демократической и создает все условия для развития правовой культуры, отвечающей международным стандартам. В Конституции предусмотрен политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, возможность создания политических партий, многообразие форм собственности (может существовать не только государственная, но и частная форма собственности), закреплены важнейшие принципы правового государства (разделение властей, связанность государственных органов и должностных лиц правом, т.е. принятыми правовыми решениями, право на судебную защиту и др.).

Показателем высокой правовой культуры общества и государства является обязательность для него международно-правовых соглашений, их исполнение. Республика Беларусь взятые на себя международные обязательства стремится выполнять. Развитию правовой культуры содействует своевременное обновление актов законодательства, приведение их в соответствие с требованиями общественного развития. Среди законов важное место занимают кодексы, которые содержат в систематизированном виде нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. К концу 2001 года белорусский парламент принял и ввел в действие около 20 новых кодексов. Среди них — Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Избирательный и другие.

Уровень развития всей системы законодательства может быть оценен и с позиций того, насколько оно полно и непротиворечиво регулирует общественные отношения, доступны ли для ознакомления и пользования акты законодательства гражданам, в том числе насколько понятен текст правовых актов.

Основой развития правовой культуры могут быть не только юридические (правовые) акты, которые всегда фиксируются в письменном виде, но и правовые обычаи, некоторые другие правовые источники. В странах континентальной Европы правовые обычаи занимают подчиненную по отношению к актам законодательства (нормативным актам) роль.

Когда мы говорим о правовой культуре, то предполагаем, что человек, не являющийся профессиональным юристом, имеет достаточные знания актов законодательства, понимает основные принципы и задачи права, знает свои основные права, свободы и обязанности.

Особые требования предъявляются к тем, чьей профессией является правоохранительная и правоприменительная деятельность. От того, насколько глубоко и правильно эти лица усвоили правовые нормы и предписания, во многом зависит исполнение правовых предписаний.

Когда мы говорим о правовой культуре, то конечно же имеем в виду не только процесс создания законов и других нормативных актов, но и то, как эти акты реализуются в жизни. Мы также учитываем уровень правового сознания, исходим из того, какие ценности доминируют в государстве и обществе, какие складываются традиции, реальное положение личности в обществе, ее взаимоотношения с государством.

Таким образом, правовая культура проявляется не только в писаных нормах, т.е. конкретных текстах, но и в практике их реализации, исполнения. Чем точнее правоприменительная практика соответствует содержанию норм и принципов права, тем выше правовая культура.

Правовая культура зависит от правового сознания. Правосознание — совокупность чувств, настроений, идей, представлений и взглядов и т.д., в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым правовым нормам1.

Если ценности права (нерушимость прав и свобод человека, равенство и справедливость и др.) глубоко освоены, стали восприниматься как нечто должное и естественное, что “сопровождает” жизнь общества и государства, то мы можем говорить о развитости правосознания, которое проявляется в деятельности человека, общества, государственных органов, должностных лиц.

В современных условиях единственным юридическим документом, на основе и во исполнение которого может развиваться вся государственно-правовая система, является демократическая Конституция. Демократической можно считать ту Конституцию, нормы которой закрепляют устои реального народовластия, права и свободы человека и гражданина, устанавливают и обеспечивают оптимальный баланс как интересов государства, общества, так и отдельного человека.

Конституционный Суд свою роль, определенную Конституцией, видит в защите прав и основных свобод человека. Сформулированную в статье 59 и других статьях Конституции обязанность государственных органов и должностных лиц по соблюдению и защите прав превращает из декларации в реальность. Надо отметить, что отступление от норм Конституции, поддержанное на референдуме 1996 года, отталкивает людей от государства.

Деятельность Конституционного Суда сводится не только к тому, чтобы принимать решения по делам, переданным ему на рассмотрение, но и разъяснять, обеспечивать правила (нормы), установленные Конституцией, внося тем самым вклад в соблюдение государством того общественного договора, который заключен народом и государством и результатом которой является принятая референдумом Конституция.

Одним из важнейших качеств современных (демократических) Конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всех иным актам законодательства. Конституционный Суд как раз и призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.

Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работы Европейского Суда по правам человека, органов конституционного контроля других стран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока не рассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е. принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусь в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.

Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права свидетельствует о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой конституционный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод высшей ценностью. При этом отметим, что потребность в конституционном контроле будет существовать до той поры, пока создавать и исполнять законы будет человек со своими положительными свойствами и недостатками. Работы для органов конституционного контроля всегда хватит, по крайней мере до той поры, пока Конституция будет оставаться стержнем всей правовой системы. При этом и конституционные нормы будут постоянно развиваться, обогащаясь новым, более современным содержанием. Даже в государствах с устойчивыми демократическими традициями деятельность по конституционному контролю является весьма интенсивной. Например, Конституционный Суд Германии ежегодно выносит более трех тысяч решений, при этом, правда, всего около половины процента решений влечет признание проверенного акта неконституционным. Несколько в ином ритме работают Конституционные Суды стран Восточной Европы и СНГ. Конституционный Суд Республики Беларусь, если оценивать его работу по количественным показателям, находится среди них в числе крепких “середняков”.

Конституционный Суд призван находить юридическую истину. Важно иметь в виду, что судьи Конституционного Суда аккумулируют научный опыт и практику, то есть в одном лице они сочетают качество исследователей и практиков.

Известно, что в Конституционном Суде как в особом органе, правосудие осуществляется коллективно, однако опыт каждого судьи ценен.

Решения Конституционного Суда подлежат исполнению. Однако на этом пути есть трудности. Поэтому было бы полезно в законодательстве предусмотреть технологию исполнения принятых решений. Имеется в виду прежде всего работа по исключению признанных Конституционным Судом не конституционными норм из актов текущего законодательства.

Объективная закономерность создания и деятельности Конституционного Суда заключается в том, что права и свободы граждан, их отношения с государством и обществом будут постоянно совершенствоваться, изменяться их объем и содержание.

Процессы глобализации, которые вовлекают в свою орбиту все больше государств и более широкие слои населения неизбежно породят не только позитивные моменты, но и проблемы, над решением которых вынуждены будут работать управленцы, экологи, финансисты, специалисты в области социальной психологии, а также юристы. Вновь актуальными станут вопросы о праве наций на самоопределение, на свою государственность, на право пользования родным языком и др. Конституционные Суды уже в ближайшее время столкнуться с проблемами реализации свободы научного творчества, видимо здесь могут быть ограничения. Так, достижения научно-технического прогресса, влияющие на статус человека, деформирующие его природу (например в области клонирования, трансплантации человеческих органов, использования стимуляторов для кормления животных, выращивания растений, в последующем используемых в питании и т.д.), поставят новые задачи и перед конституционалистами, теми, кто занимается правами человека, по разрешению возникших конфликтов. Сделать это на научной основе, оценить с точки зрения права может только Конституционный Суд.

Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия тем международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле Конституционных Судов, отличительной особенностью работы которых является сочетание основательных, теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни. В этом отношении для деятельности Конституционного Суда неприемлемо широко используемое изречение: “Пусть погибнет мир, но восторжествует юстиция”. Безусловно, Конституционный Суд должен стремиться к торжеству юстиции (справедливости), но кому она (справедливость) будет нужна, если погибнет мир? Поэтому в практике Конституционного Суда должно быть обеспечено такое верховенство права, которое отвечает современным о нем представлениям без “витания” в заоблачных далях.

Конституционный Суд Республики Беларусь первый из государственных органов, кто стал формировать собственную позицию ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Люди консервативного склада ума могут возразить: Европейская конвенция для нас необязательна. Формально это так. Но в нашей Конституции помимо закрепления приоритета общепризнанных принципов международного права (на наш взгляд они должны предопределять трактовку конституционных норм) имеется прямая запись о верховенстве права. Этот принцип налагает соответствующие обязанности не только на нормотворческие, но и на судебные органы и, в первую очередь, на Конституционный Суд Республики Беларусь. Суды обязаны по Конституции осуществлять не законосудие, а правосудие и в общем-то сам законодатель их к тому обязывает, когда устанавливает правовые возможности судебного усмотрения. Отметим, что концепция судебного усмотрения в нашем праве не разработана, а судебная практика и осуществляемый над ней контроль еще имеют недостатки.

Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются им в решении, являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения, содержат концептуальные подходы для будущих решений. В европейских странах правовые позиции Конституционного Суда рассматриваются как обязательные для законодателя, не говоря уже о резолютивной части решения. К сожалению, у нас иногда проявляется болезненная, неадекватная современным представлениям о праве, роли и значении Конституции, реакция на решения Конституционного Суда, который действует в последние годы аполитично, руководствуясь исключительно ценностями права, интересами государства и гражданина. Ведь на него, как на другие государственные органы, Конституцией Республики Беларусь (ст. 59) возложена обязанность в пределах компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Поэтому должностные лица обязаны не только хорошо знать собственную Конституцию, ориентироваться на обязательные для Республики Беларусь международно-правовые акты, но и хотя бы ознакомиться с конституционными текстами тех стран, которые добились успехов в развитии правового государства (например, Германии, Франции, Австрии).

Вынося свои решения, Конституционный Суд ориентируется не только на современный уровень общественных отношений, но стремится видеть перспективу развития правовых отношений. При этом, решая конкретную задачу, он обязан формулировать свой подход по конкретному делу таким образом, чтобы, разрешая другой вопрос, косвенно связанный с предыдущим, не оказаться в будущем в “ловушке” противоречий, т.е. его концепция действий должна быть последовательной в правовом отношении.

Конституционный контроль в нашей республике может и должен получить свое дальнейшее развитие. Уже рассеивается заблуждение по поводу якобы невозможности развития конституционных положений о компетенции Конституционного Суда на уровне закона. В части седьмой статьи 116 Конституции такое право предусмотрено. Эта норма позволяет расширить круг субъектов обращения в Конституционный Суд, предоставив такое право Генеральному прокурору и Уполномоченному по правам человека. Судам не следует этого бояться, ведь выиграет в конечном итоге наше общество и государство, граждане получат более полную защиту. Возможно, следует подумать о введении предварительного конституционного контроля относительно наиболее важных юридических документов, например, крупных международных договоров, о проверке конституционности выборов, проведения референдумов, разрешении споров о компетенции государственных органов и др. Уже сейчас требуют своего законодательного развития положения части четвертой статьи 122 Конституции, позволяющие гражданам обращаться в Конституционный Суд. Возражения, продиктованные надуманными корпоративными интересами, оставят недобрую память в истории.

Конституционный Суд обязан содействовать развитию таких важнейших принципов законотворческого процесса как ясность и логичность юридических норм, предсказуемость последствий принятия законов и др.

Деятельность Конституционного Суда всегда протекает гласно и в этой связи как освещение всего судебного процесса, так и опубликование принятого решения оказывает соответствующее влияние на правосознание должностных лиц и граждан.

Важнейшим принципом правового государства является независимость судов при отправлении правосудия. Конституционный Суд на протяжении 1997/1998 принял серию решений, направленных на расширение судебной защиты и разъяснение положений статей 60, 137 и других статей Конституции как непосредственно действующие. Предметом нашего рассмотрения совсем недавно был даже вопрос о праве осужденных на судебное обжалование наложенных администрацией исправительных учреждений дисциплинарных взысканий. Такое право было подтверждено. Среди источников белорусского права свое место должны занять и судебные и административные прецеденты. В признании этого факта должны быть заинтересованные не только лица, занимающиеся наукой, но и судьи. Это будет содействовать укреплению судебной власти. Конечно исходя из особенностей романо-германской системы права, отличающейся от англосаксонской, судебный прецедент, оставаясь источником права, регулятором правовых отношений, будет иметь восполняющую либо подчиненную по отношению к законодательным актам роль. При этом важно стремиться не перешагнуть эту грань.

Решения Конституционного Суда не ограничиваются только конституционным правом, но и оказывают влияние на другие отрасли права. Он формирует правовые принципы, которые занимают место устаревших или неконституционных норм.



Обеспечение справедливости в обществе – это цель любой государственно-властной структуры, а закон является лишь инструментом для этого. На “настройку” такого инструмента и направлена деятельность Конституционного Суда.


1 Теория государства и права. Под ред. М.М.Рассолова, В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева. М., Юнити. 2000. С.396.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница