Доклад дворко с. Б. Роль медийных технологий в воспитании нравственных ценностей



Скачать 293.13 Kb.
страница1/2
Дата23.07.2018
Размер293.13 Kb.
ТипДоклад
  1   2

Доклад ДВОРКО С.Б.
РОЛЬ МЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ


  1. Морально-нравственный аспект в информационной среде в государственном и общественном секторах России

Начнём рассмотрение этого вопроса со взгляда российского законодательства на вопросы этичности и нравственности информации.


О нравственности:


  • Конституция РФ ст. 55 п. 3 «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

  • ФЗ «Декларация прав и свобод человека и гражданина» ст. 13 п.2 «Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности.», ст. 2 п.2 «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.»

  • Гражданский Кодекс РФ ст. 1, п. 2 «Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.», ст. 169 «Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.»

  • ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» ст. 1.2 «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.», Глава 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст. 5 п.1 «К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся: … выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности», ст. 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию», п.3 «В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.»

  • Уголовный Кодекс РФ гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

  • ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.2 п.5 «Ограничение прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

  • ФЗ «Об общественных объединениях» ст. 23 «В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:…. если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.»

Особое внимание действующего законодательства РФ к вопросам нравственности требует более глубокого понимания определения и толкования его в русском и правовом языках. Алексей II: «Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой... Государство должно поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан...». В соответствии с Доктриной информационной безопасности, утверждённой Президентом РФ, основной целью государственной политики в информационной сфере является (2000 г.): «духовное обновление России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма». Википедия: «Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам.» Словарь Ожегова: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Большой энциклопедический словарь: «Мораль (от лат. moralis - нравственный) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой». Словарь Даля: «Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.» Статья 2 «Нравственный Кодекс Петербуржца»: «Нравственность – явление человеческой совести в социальной среде, выражающееся в соответствии духовным идеалам».

Не маловажным понятием является и следующее определение ст.2 «Нравственный Кодекс Петербуржца»: «Гражданское самосознание – совокупность нравственного опыта личности, основывающегося на жизненном укладе и мировоззрении человека, выраженного в правовой, социальной и духовной мотивации своей жизнедеятельности». Качество гражданского самосознания формируется посредством воспитания в личности нравственных ценностей и ведения соответственного образовательного процесса обучения правовым нормам, правилам поведения и гражданским законам. Проявление этой формы самовыражения человека осуществляется посредством гражданской активности в соблюдении законов, нравственных и моральных правил, явления посредством своего примера духовного и нравственного совершенства. Важнейшими качествами гражданского и нравственного самосознания личности являются: совесть, патриотизм, добрая воля, мировоззренчество, образование, культура, толерантность, служение гражданским, культурным и духовным идеалам.

Мы знаем, что все эти качества приходят к личности через окружающее информационное пространство. «Переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества», - так трактует сегодня Правительство Российской Федерации потребности общества в информационной поддержке нравственности (ст.5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Стремительный рост потребительского спроса на информационную продукцию выявил разносторонность интересов потребительского рынка и указал на опасность злоупотребления недобросовестными производителями, в большей степени коммерческого и политического сектора, доверием людей с целью сбыта недостоверной и дешевой, а значит, как правило, низкокачественной, а часто и безнравственной продукции. Именно через рассмотрение этой двойственности возможностей информационного пространства стоит оценить существующую ситуацию в сфере законодательства, образования, воспитания, культуры и досуга человека. Современное законодательство утверждает нравственные аспекты человеческой жизни в главном своде свобод и прав гражданина России в Конституции РФ, в большей степени указывая лишь на пожелания в сфере нашей национальной безопасности. Данный документ в общих чертах описывает права и обязанности человека, но не затрагивает его психологию, нравственность и этику как фундаментальные основы жизнедеятельности личности. Нравственность – есть качество личности, а государственный сектор в большей степени заинтересован лишь в обобщающих косвенных тенденциях. Государство декларирует о законопослушании, но воспитательную функцию этих личностных качеств на сегодняшний момент оно не способно осуществить ввиду отсутствия такового института и даже базового законодательства, определяющего нравственные ценности. Неправомочность государственного сектора осуществлять нравственную и этическую цензуру, указывает на востребованность иных общественных формирований, способных помочь обществу сохранить свой нравственный облик. Таким образом, на рынке информационных услуг и товаров сформировалась устойчивая потребность в независимой гуманистической оценке и выработке рекомендаций по поддержке добросовестной, высоконравственной информации, рекомендуемой к использованию в сфере воспитания, образования и культурного досуга людей. Мы видим, что итогом сложившейся ситуации должно явиться содействие государству общественной и религиозной инициативы в обеспечении населения нравственной информационной продукцией и проведения широкомасштабной воспитательной работы.

Таким образом, в приоритетные задачи информационной политики государства сегодня должны войти следующие социально-значимые тенденции: формирование в обществе востребованности этичной (нравственной) информации, воспитание ценностей нравственного аспекта потребительской культуры, содействие образованию и родителям в вопросах нравственного воспитания молодых людей, создание культурного информационного пространства чистого (нравственного) Интернета. Многие из этих тенденций стали достоянием Концепции 2020. Мы видим, что сегодня Правительство Российской Федерации в значительной степени уделило внимание работе по воспитанию позитивных качеств мышления подрастающего поколения. Начинает поддерживать инициативу общественного контроля информационной среды молодых людей и создание должных образцов нравственности в аудио, видео, кино, литературной, художественной, компьютерной и Интернет продукции. Опасность безнравственности должна объединить все субъекты российского общества и на толерантных, культурных и духовных основах сформировать единство взглядов на моральные нормы и правила жизни современного человека в образе национальной идеи и соответствующего образа жизни будущей России.

В 2007 году на базе МОО «Общественный Совет по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа» была сформирована первая в России общественная Экспертная комиссия по этике социальной рекламы и социально-значимой информации, уверенно вошедшей на информационный рынок Северо-Западного федерального округа РФ. Сегодня Комиссия осуществляет рекомендательную деятельность и выдвигает предложения по вопросам изготовления и распространения позитивной социальной рекламы и информации, в том числе содействуя развитию соответствующей нормативно-правовой базы. Проводимая работа требует от всех участников Комиссии живого отношения к оценке объективности, восприимчивости и нравственности информации. Результативность этой работы достигается через высокопрофессиональное, гражданское мнение экспертов.

В состав Комиссии вошли лучшие специалисты из всех областей, связанных с информационным пространством: психологи, педагоги, социологи, философы, юристы, психиатры, филологи, рекламные деятели, а также деятели культуры и искусства, представители официальных религиозных конфессий и национальных сообществ, общественные деятели, представители государственного сектора: УФАС по СЗФО, УССИ ФСО по СЗФО, отраслевые комитеты по культуре, здравоохранению, социальной защиты СЗФО РФ. Мы видим, что перед российским обществом стоят задачи по защите рынка информационной продукции от пиратства, плагиата, безвкусицы, коммерческой спекуляции, агрессии, безнравственности, непрофессионализма. Основной заботой Комиссии стал тот факт, что каждый день пользователями недостоверной, социально-агрессивной, а часто и безнравственной информации становятся дети и подростки. Подмена культурных и нравственных ценностей делают рядовую информацию опасной как для жизни подрастающего поколения, так и в целом для безопасности нашей страны. Поставленные задачи подтверждают важность работы Комиссии в сфере профилактики информационного пространства Интернета, средств массовой информации, рекламной, воспитательной и образовательной среды.

Основной задачей Комиссии является содействие развитию и распространению социальной рекламы на территории СЗФО, а также осуществление экспертной оценки качества этической и нравственной стороны социально-значимой информации. Нарушение общественной нравственности/этики в информационной среде поджидает современного потребителя буквально во всём. Опыт Комиссии показал, что это могут быть изображения на продуктах питания, детские книги, медицинские плакаты, Интернет, телеэфир, наружная реклама, образовательная программа или музыкальная сказка для самых маленьких. Понятие этики и нравственности являет нам крайне тонкую и сложно уловимую сферу человеческого восприятия добра, которую невозможно уберечь только рекомендациями правил поведения. Сегодня необходимы нравственные законы, чётко определяющие нормы и правила доброты, открытости, культуры, согласия. Важнейшим аспектом работы Комиссии и Совета стало создание условий для воспитания нравственности в самой широкой среде людей с целью подготовки потребителя самостоятельно устанавливать неэтичность предлагаемой продукции и способность противостоять акту насилия над гуманными ценностями в сфере информационной среды. Сегодня этот результат достигается нами посредством создания позитивной, нравственной социальной рекламы, информационных материалов для СМИ и сотрудничества с государственной системой контроля в информационной среде и образовании. Создания «комиссий» с участием старшеклассников формирует игру-тренинг, в которой молодежь учится относиться к окружающей информационной среде не только с точки зрения потребителя, но оценивать ее и учиться влиять на нее с целью позивитизации.

Определяя своей задачей воспитание позитивного мышления в широких слоях населения Российской Федерации, Совет сформировал методики и критерии оценки информации с точки зрения этичности и нравственности. В разработке критериев приняли участие специалисты РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, РАН «Институт социологии», Санкт-Петербургского института детской психиатрии и других учебных и научных организаций. Информация проходит профессиональную оценку специалистами о соответствии указанным критериям в следующем порядке: достоверность, безопасность, соответствие действующему законодательству, эстетичность, соответствие общеупотребимой лексике, адресность предназначения и распространения. Эти критерии использованы Советом в формировании требований к условиям проведения Национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России». Адресность информации представляет особый аспект, так как сегодня мы часто имеем проблемы в распространении информации и её адресности, несоответствующей психологии потребителя. Именно поэтому важно выявлять среды распространения информации и её предназначение. В рамках возрастного ценза: дети, молодёжь, взрослые, люди третьего возраста. Особенностей физических и психологических качеств личности: определение гендерного, религиозного, национального аспектов. Далее информация проходит этическую оценку специалистов, утверждающих позитивность и отсутствие противоречий человеческим ценностям.

В целом мы разделили информационную среду на ряд отдельных сфер воздействия на человека: образование, воспитание, СМИ, наружная реклама, реклама в помещениях, товарная упаковка, книжная продукция, Интернет. Также важна смысловая нагрузка: коммерческая, социальная, информационная, воспитательная, досуговая. На практике Комиссией были выявлены устоявшиеся стереотипы нарушения этичности и нравственности в информационной среде. Основой многих нарушений стали «белые пятна» российского законодательства. Так изображения на упаковке товара остались вне правовой сферы регулирования, так не являются рекламой, согласно действующего ФЗ «О рекламе» и не влияют на качество продаваемой продукции. Образцом подобного «недоразумения» стала продукция компании Danone под торговой маркой «Скелетоны». Данный товарный знак и сопутствующие изображения признаны Комиссией Совета неэтичными и даже безнравственными. Но ни один из государственных субъектов не определил свою принадлежность к решению этого вопроса с целью повлиять на компанию Danone. УФАС РФ подтвердило, что информация, размещённая на упаковке товара, не относится к сфере рекламы. Комитет по торговле также сообщил о том, что изображение на упаковке не относится к сфере качества товара и не нарушает утверждённых законом прав потребителя. Роспатент заверил Совет в том, что вопросы этичности не входят в их компетенцию при утверждении авторских прав владельца торговой марки «Скелетоны».

Не менее проблемным оказался аспект социальной рекламы и социально значимой информации касающийся образовательной и воспитательной сферы в области профилактики ранней беременности, ИППП, ВИЧ-инфицирования и наркозависимости в детской и молодёжной среде. Рассмотрение Комиссией аудио-спектакля «Сладкая ловушка» для маленьких детей (с 3х до 10 лет), пособия международного бюро ЮНЕСКО по включению образования в области ВИЧ и СПИДа в куррикулумы, брошюры международного фонда «СПИД Фонд Восток-Запад» - «Сексуальное здоровье: защити себя и тех, кого ты любишь» дало огромный опыт по анализу этичности образовательной, воспитательной и социальной рекламной продукции. Основной проблемой всех рассмотренных материалов, нарушающей нравственную грань этичности информации, стало возрастное, гендерное и психологическое несоответствие подаваемой информации той среде, для которой она предназначалась. Раскрытие вопросов сексуальных отношений в молодёжной и детской среде требует, прежде всего, утверждения гражданских нравственных ценностей: личностных, семейных, правовых, патриотизма. Описание сексуальных отношений и использования наркотических средств с целью предупреждения их распространения в молодёжной среде без утверждения указанных нравственных ценностей делают профилактическую информацию прямой пропагандой наркотических средств, праздной жизни и беспорядочных половых отношений. Таким образом, Комиссия признала рассмотренную информационную продукцию неэтичной. Все указанные пособия были составлены на основе материалов представленных специалистами из сферы здравоохранения и образования. Но конечный результат, воссоединивший профессиональную информацию в новый информационный продукт, дал ей качество и предназначение, которое оказалось недопустимо для массового использования.

С близкой проблематикой неэтичности информации мы столкнулись в книжной продукции, предназначенной для детей и семейного чтения. Комиссией была рассмотрена книга «Самые добрые в мире» шведского писателя Ульфа Нильсона и художницы Эвы Эриксон в переводе на русский язык. Здесь мы столкнулись с удивительным феноменом, когда автор и художница, вложив в книгу свою наблюдательность и любовь к детям, написали, о той таинственной стороне жизни детей, которая часто скрыта от глаз родителей. Но психологический смысл книги предназначается родителям – взрослым людям, которым важно понимать, почему так или иначе поступает ребёнок, как он мыслит, как он видит этот мир – мир взрослых людей. Но книга оформлена и предлагается исключительно детям, мало того малышам. Важно понимать психологию ребёнка в возрасте до семи лет. Ребёнок в родителях, книгах, телевидении видит своих учителей – он принимает всё сделанное и сказанное на веру, он перенимает это и считает образцом для своего мировоззрения и поступков. В итоге мы получили в образе книги шведских писателей самый настоящий «учебник» для маленьких детей как можно играть в смерть, как можно цинично относиться к жизни, к её мимолётности, утверждая в юных сердцах бессмысленность бытия и нравственных ценностей. Эта детская книга безапелляционно утверждает праздный образ жизни – являющимся для шведских детей естественным образом времяпрепровождения. Книга признана Комиссией неэтичной и опасной с нравственной точки зрения для маленьких детей. Но вот опять мы встали перед правовой проблемой – в российском законодательстве нет ответственных за выпуск книжной продукции с неэтичной информацией. Этим примерам нет конца. Действующее законодательство Российской Федерации оказалось беззащитным перед безнравственной информацией, так как не определяет и не содержит критериев нравственности. Да, это так. Наши законы оказались в каком-то, а точнее, в прикладном характере безнравственными! Осознавая эти промахи, уделим ещё немного внимания прикладному характеру воспитания нравственности и противостоянию безнравственности в информационной среде.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница