Конспект лекций В. И. Ионе Новополоцк



страница1/19
Дата13.04.2018
Размер0.92 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет»

Социология массовых коммуникаций
Конспект лекций

В.И. Ионе

Новополоцк

2016

Оглавление




Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации 3

Тема 2. СМИ как социальный институт 9

Тема 3. Массовая коммуникация и общественное мнение 19

Тема 4. Формирование социологии массовой коммуникации 26

Тема 5. Социологическое Исследование звеньев коммуникативного процесса 42

ТЕМА 6. Современные тенденции развития массовых коммуникаций 57

ТЕМА 7. Особенности деятельности СМИ в Республике Беларусь 63



Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации



Социология массовой коммуникации представляет собой, с одной стороны, раздел социологии (или так называемую отраслевую социологию, теорию «среднего уровня»), с другой — является частью общей теории массовой коммуникации («коммуникативистики»), которая была вызвана к жизни бурным развитием СМК и в формировании основ которой принимали участие представители многих научных дисциплин — социологи, психологи, экономисты, журналисты, философы, политологи, специалисты по семиотике и т. п.
Становление социологии массовой коммуникации в качестве научной дисциплины было вызвано стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, оказавших заметное влияние на социальные и культурные процессы ХХ в. В США и странах Западной Европы стало формироваться новое гуманитарное научное направление, которое именуют «теорией массовой коммуникации» (Mass Communication Theory). Эта область исследований формировалась и продолжает рассматриваться в западной науке как междисциплинарная, однако в наибольшей степени она была подвержена влиянию социологии.
Суть и специфику социологического подхода в исследованиях массовой коммуникации его представители определяют как изучение процесса массовой коммуникации и функционирования институтов массовой информации в широком социальном контексте, во взаимосвязи с другими общественными системами и процессами. Этот подход формировался в 50–60-е годы ХХ в. на теоретическом фундаменте структурного функционализма и по-прежнему остается базовым для определения объекта и предметной области социологии массовой коммуникации.
Объект и предмет социологии массовой коммуникации.

Современные исследователи по-разному определяют объект и предмет социологии массовой коммуникации, однако разногласия носят несущественный характер. Так или иначе, большинство социологов признают, что объектом социологии массовой коммуникации является массовая коммуникация как социальный институт и социальный процесс во всем многообразии его форм и аспектов, а предметом — закономерности массово-коммуникативной деятельности и функционирования СМИ (СМК): организационные формы, которые принимает процесс массовой коммуникации в обществе; основные тенденции и закономерности его протекания; воздействие массовой коммуникации на личность, общественное мнение, культуру, политику, экономику и другие социальные институты (семья, образование и т. п.) и процессы.

Социология массовой коммуникации изучает как институциональные, так и неинституциональные аспекты (слухи, альтернативные СМИ, сетевые сообщества и т.п.) процесса массовой коммуникации, хотя институциональным в силу их большей значимости уделяется большее внимание.
Таким образом, социология массовой коммуникации — это отрасль социологии, которая изучает закономерности процесса массовой коммуникации и функционирования институтов, производящих и распространяющих массовую информацию (СМИ), социальную обусловленность и последствия их деятельности.
Главной теоретической проблемой является осмысление отношений между СМИ и обществом путем исследования закономерностей процесса массовой коммуникации, власти и влияния СМИ (печать, радио, телевидение, кино, реклама) как институтов, профессиональной культуры работников СМИ, аудитории массовых коммуникаций, роли СМИ в политической, экономической жизни общества, формировании общественного мнения и всеобщем воспроизводстве культуры.
В социологии массовой коммуникации можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта — аналитический и прикладной.

Первый предполагает осмысление СМК как социального института и процесса и реализуется в ходе исследований.

Прикладной аспект направлен на использование социологических теорий, методов исследования и анализа эмпирических данных для обеспечения эффективного функционирования СМК как общественных (политических, культурных) и коммерческих институтов.
В экономически развитых странах прикладные исследования для медиаиндустрии (прежде всего, измерения аудитории) являются частью развитой и высокопрофессиональной сферы маркетинговых исследований. Для коммерческих каналов, зависящих от рекламы, максимизация аудитории является основной задачей. Рейтинговые исследования, в ходе которых измеряется величина и выявляется состав аудитории, являются «валютой» на рекламном рынке, необходимым инструментом планирования и размещения в СМИ рекламных кампаний, покупки и продажи рекламных контактов с целевой аудиторией. Для самих СМИ прикладные аудиторные исследования служат информационной основой для позиционирования программной политики, маркетинга и т. п.
Предмет социологии массовой коммуникации, в значительной мере определяется используемыми методами, которые заимствованы из общей социологии.

1. Теоретический уровень

Основной метод – сравнительный (компаративный) анализ. Это теоретическое изучение объектов, субъектов, институтов коммуникации. Сравнение особенностей их функционирования в разных странах и в разные эпохи.


2. Прикладной уровень

Прикладные методы социологии массовой коммуникации – это совокупность специальных исследовательских процедур, позволяющих получить научно обоснованные сведения о мотивах поведения участников коммуникации.

Социология при изучении массовых коммуникаций использует разнообразные средства исследования, которые можно сгруппировать в 2 класса методов: количественные (массовые опросы) и качественные («малые формы»).


Количественные исследования используются для получения числовых и статистических данных. В ходе количественного исследования особый акцент делается на изучении объективных, социально-экономических, демографических факторах, объясняющих поведение больших групп.
Качественные исследования направлены на получение данных о личном опыте и причинах социального поведения. Они предоставляют более глубокие сведения о мотивах поведения людей из той или иной социальной группы под воздействием массовой коммуникации, хотя и не репрезентируют полностью социальную группу.
Другая типология прикладных социологических исследований массовой коммуникации подразделяет их на описательные и аналитические.
Описательное исследование (аудиториометрия) направлено на получение информации, позволяющей лучше понять возможности средства коммуникации. Примером является создание рейтинга телепередач, каналов, газетных изданий и пр. Такое исследование фиксирует, описывает состояние информационных предпочтений населения, не объясняя их причины.

Описательное исследование, так же как и аналитическое, может использовать как количественные, так и качественные методы.


Количественные методы описательных исследований:

  • анализ статистических данных (определение размеров аудитории СМИ по объему тиража, количеству приемников, в зависимости от мощности передатчиков и количества жителей, проживающих в границах зоны приема);

  • учет количества корреспонденции;

  • массовый опрос аудитории;

  • метод дневниковой панели (измерение, основанное на опросах постоянно участвующих в исследовании людей, заполняющих специальные дневники);

  • ТВ-метрия (измерения аудитории с использованием специальных приборов, приставок к телевизорам, называемых ТВ-метрами).

Массовые опросы позволяют выявить только потребительскую оценку СМИ. Но существует разница между фактом потребления (потребительской оценкой) и оценкой качества потребляемого.



Качество поставляемой информации обычно связывают с ее социальной значимостью. Социальная значимость информации – это часть имиджа СМИ, формирования доверия к нему.

Средством получения социальных оценок выступают качественные описательные методы, которые составляют примерно 20% всех исследований рынка СМИ.

Главным из них является экспертный опрос (углубленного интервью), предметом которого выступает экспертная оценка художественной или научной ценности программ СМИ, их социальной значимости, качества рекламы, состояния конкурентной среды, степени политической ангажированности канала СМИ и журналистов и т.д.
Аудиториометрия (описательные исследования) – это специфические для социологии массовой коммуникации методы исследования. Аналитическое или проблемное исследование в социологии массовой коммуникации не является таким специфическим методом и ничем, кроме тематики, не отличается от обычного массового опроса.

Целью аналитического исследования является не фиксация мотивов, а их объяснение и интерпретация.



Аналитическое исследование дает возможность выяснить отношение населения, целевой группы к фирме, организации, политической партии, лидеру, руководителю и т.д., оценить их имидж в глазах населения, понять причины формирования именно такого отношения, имиджа.
Качественные методы исследования массовой коммуникации можно свести в 3 группы:

  • методы, основанные на анализе текста;

  • методы, основанные на технике интервьюирования;

  • методы, основанные на использовании техники естественнонаучных исследований.

Основные методы исследования текста:

  • контент-анализ,

  • инвент-анализ,

  • когнитивное картирование.



Контент-анализ – это сравнительное изучение информационных источников. Методика контент-анализа заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц текста и последующей оценке, интерпретации данных.

Количественный (частотный) контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся словосочетаний или сюжетов.

Качественный (смысловой) контент-анализ представляет собой изучение текста с фиксацией повторяющихся значимых идей.
Инвент-анализ – это событийный или ситуационный анализ массовых коммуникаций, основанный на описании хроники неких событий с указанием действий их участников.

Событийный анализ позволяет выделить этапы развития ситуации и влияние на ее развитие различных участников. Инвент-анализ особенно эффективен для анализа конфликтных ситуаций.



Методика инвент-анализа основана на слежении за ходом и интенсивностью событий. Обычно сбор данных осуществляется по следам важных или внезапных событий.

Разновидностью инвент-анализа в исследовании массовых коммуникаций выступает когнитивное картирование.

При анализе массовых коммуникаций большую роль играет позиция отдельных авторов. Это субъективное измерение массовых коммуникаций, измерение их личностного фактора.

Данный метод базируется на составлении особого операционного кода, на основе которого можно сравнивать мышление авторов различных коммуникационных сообщений, анализировать, как они воспринимают проблему.

Центральным понятием при использовании данного метода выступает карта: графическое изображение причинных связей между переменными. Карты могут быть индивидуальные и групповые.
Ряд качественных методов исследований массовых коммуникаций основан на использовании техники интервьюирования:


  • углубленное интервью,

  • экспертный опрос,

  • «фокус-группа».


Интервью – это структурированная беседа. Оно проводится, как правило, с несколькими респондентами, формализовано, предполагает одинаковые, заранее сформулированные вопросы.

Вопросы анкеты для интервью составляются по той же теме и по тем же самым правилам, что и вопросы для массового опроса. Но ответы, как правило, подразумеваются открытые. Кроме того, в ходе интервью возможность задавать дополнительные, уточняющие вопросы.
Экспертный опрос – это опрос группы специалистов в какой-либо области. Он проводится в 2-х формах: индивидуальных или групповых.

Групповая форма экспертного опроса, известна как процедура «круглого стола» или «мозгового штурма».

В случае «круглого стола» проблема обсуждается совместно всеми экспертами и по итогам дискуссии вырабатывается единая аналитическая записка. Задача – не генерирование новых идей, а максимальный учет существующих.



«Мозговой штурм» – представляет собой, в первую очередь, генерирование новых идей.
Фокус-группа – форма группового интервью. Для участия в ней подбирается группа (8–10 человек), моделирующая генеральную совокупность, но не являющаяся репрезентативной.

Проводит фокус-группу не один человек, а небольшой коллектив исследователей (постановщик задачи, модератор, аналитик).

В процессе работы фокус-группы ответы участников фиксируются, записываются и затем анализируются.

Значение методики фокус-группы в том, что она позволяет глубже понять мотивацию поведения людей под влиянием массовых коммуникаций. Здесь исследователь лицом к лицу встречается с потребителями – объектом влияния массовых коммуникаций.




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа по дисциплине теория и практика паблик рилейшнз специальности переподготовки 1-23 02 74
123456789 -> Магистерской работы: «Разработка стратегии вывода лицензионного бизнес-издания «Forbes» на рынок Республики Беларусь. Содержит 10 страницы текстового материала, таблиц, иллюстраций, 10 приложений, библиография составляет 46 названий
123456789 -> Составление анкеты для проведения опросов
123456789 -> Статья. Учредитель и издатель: ООО «Промкомлекс»
123456789 -> Залесский Борис Леонидович
123456789 -> Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве
123456789 -> Фирменный стиль учреждения образования как элемент корпоративной культуры
123456789 -> Продвижение бренда в сети интернет с помощью инструментов интернет-маркетинга


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница