Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе



Скачать 79.94 Kb.
Дата11.11.2018
Размер79.94 Kb.
ТипРешение

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (в условиях введения ФГОС )

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ФГОС --извлечение

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики: – принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; – формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе; – принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций: – от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения; – принцип формирования элементарного осознания языковых явлений; – принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий : – взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности; – ситуативно-тематическую организацию языкового материала; – концентричность в подаче и закреплении речевого материала; – опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы; – подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи

У детей с ОНР нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой языковой системы :

- фонетико-фонематического компонента,

- лексического компонента,

- грамматического компонента,

- а также недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи Имеются особенности в развитии познавательной деятельности .

Фонетико-фонематические расстройства являются ведущими и приводят к трудностям звукового анализа слов и искажению их звукослоговой структуры

Нарушения понимания речевой инструкции, формирования связной речи.

Лексико-семантические нарушения :

бедность активного и пассивного словаря;

смешение значений слов, совпадающих по звучанию;

в смешении семантики синонимичных слов;

в затруднениях установления функциональной общности между значениями многозначного слова;

в трудностях формирования комплексных ассоциаций и целостного представления о предмете.

Грамматические нарушения , выражающиеся в сложности освоения понятий, отражающих пространственно-временные отношения, в появлении аграмматизмов (ошибок в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, в неправильном употреблении предлогов);

Нарушения артикуляционной моторики, приводящие к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, её интонационной выразительности; Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические методики.

Специфика работы воспитателя с детьми , имеющими ОНР: -Решение не только общеразвивающих, но и коррекционных задач, -Логопедизация всей жизнедеятельности детей в группе; -Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей (наличие коррекционного уголка); -Взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

Цели коррекционной работы:

1.Выравнивание речевого, психического и эмоционально-личностного недоразвития; 2.Создание единых стартовых возможностей с другими детьми, социальная адаптация и интеграция ребенка с речевыми нарушениями в среду сверстников с возрастной нормой;

3.Формирование всесторонней, гармонично развитой личности

. В ФГОС говорится о создание единого целостного образовательного процесса: о слиянии общеразвивающих и коррекционно-развивающих задач.

При работе с детьми с ОНР задачи

: Развитие лексико-грамматических средств речи. Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

Характер нарушения познавательной деятельности

Ощущение, восприятие (Элементарный уровень) Представление, Воображение (Промежуточный уровень) Решение задач обеспечивает речь Мышление (Высший уровень) Решение задач обеспечивает память и внимание Познание

Мышление Опосредованное отражение в сознании связей и отношений между предметами и явлениями мира Физиологическая основа- взаимодействие между первой и второй сигнальной системой. Операции: анализ синтез сравнение абстракция конкретизация обобщение классификация Формы: понятие, суждение, умозаключение 1.Недостаточно сформированы приемы умственной деятельности-анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования 2.Трудности в установлении причинно-следственных связей. . При ОНР:

сохранение Воспроизведение того, что он воспринимал, о чем думал, что переживал Память Виды памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная, эмоциональная Характеристики: объем информации, быстрота и точность запоминания, длительность хранения информации, время для воспроизведения запоминание При ОНР- Достаточная смысловая и логическая память. Снижена вербальная память. Страдает продуктивность запоминания. Меньший объем запоминания и воспроизведения материала .

Двигательная сфера Нарушение пространственной ориентации (кинезиология) Недостаточная координация во всех видах моторики Большие трудности при выполнении движений по словесной инструкции При нарушении речи:

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя: -Коррекцию недоразвития всех компонентов речи; -Коррекцию недоразвития неречевых психических функций; -Коррекцию особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере

Расшифровка задач воспитателя: 1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Развитие правильного речевого дыхания. 3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 4. Развитие фонематических представлений. 5. Целенаправленная активизация отработанной лексики. 6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. 8. Формирование связной речи. 9. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы являются : Включение в НОД коррекционных технологий .1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.(с элементами дыхательной и голосовой). -ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. 2. Пальчиковая гимнастика – выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день 3.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 4.Целенаправленная активизация отработанной лексики. 5.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях 8. Формирование связной речи. 9. Закрепление навыков чтения и письма.

Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д. 5.Индивидуальные занятия по записям в тетрадях – в режимный момент .

Разграничение функций: Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя. Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы 4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам



8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда 11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях 12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни 14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей 16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Развитие познания Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Слуховое восприятие и память при воспроизведении неречевых звуков при воспроизведении неречевых звуков при воспроизведении неречевых звуков Зрительное внимание и память Разрезные картинки – вертикальный и горизонтальный разрез – 4 части Кубики , пазлы Разрезные картинки, все виды разрезов, 4-8 частей, пазлы по всем лексическим темам, кубики 8 частей Разрезные картинки 8-12 частей, сложные картинки из пазлов Развитие мышления Группировка и классификация по лексическим темам. Обобщение. Исключение 4-го лишнего Группировка и классификация по нескольким признакам Группировка и классификация по нескольким признакам, сравнение, аналогии Развитие воображения Развитие воображения и формирование творческих способностей Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница