Курсовая работа по дисциплине «Общая психология»



Скачать 290.33 Kb.
Дата10.01.2018
Размер290.33 Kb.
ТипКурсовая


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра психологии

Курсовая работа по дисциплине «Общая психология»



Условия эмоциональной устойчивости личности

Прозорова А.М.

студентка группы 14119 курса 2

Руководитель:

доцент кафедры психологии,

канд. психол. наук.

Рубцова М.О.

Новосибирск 2015


Содержание


Введение 3

Глава 1 Теоретические представления об эмоциональной устойчивости 5

1.1 Понятие эмоциональной устойчивости 5

1.2 Структура эмоциональной устойчивости 7

1.3 Методы исследования эмоциональной устойчивости 10

Глава 2 Теоретические представления об условиях эмоциональной устойчивости личности 12

2.1 Воспитание в семье как условие эмоциональной устойчивости 12

2.2 Уровень эмоционального интеллекта как условие эмоциональной устойчивости 17

2.3 Личностные свойства как условие эмоциональной устойчивости 19

Заключение 23

Список литературных источников 25

Введение


Условия современного мира и высокой темп социально-политической жизни способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у человека. Психологические проблемы современного общества выражаются в росте эмоциональных расстройств в западных культурах, который становится поистине социальным бедствием. Повышение стрессогенности окружающей среды в виде мощных потоков информации, террористических угроз, природных катаклизмов в сочетании с идеологией культа успеха и достижений предъявляют жесткие требования к жизнестойкости и ресурсам современного человека. Со стороны общества и государства идет запрос на «выдерживание» и стойкость к психическим нагрузкам, тогда как субъективное благополучие человека, качество его жизни, наличие в ней радости и других позитивных эмоций остается за пределами внимания общественных и государственных структур. Итог такого невнимания – рост числа тревожно-депрессивных расстройств, выгорание, синдромы хронической усталости, – то есть те клинические и субклинические феномены, которые связаны с энергетическим дисбалансом, недостатком психических сил. Все это неблагоприятно сказывается на здоровье человека и на деятельности его труда. Трудные жизненные ситуации, кризисы, фрустрация, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. С этим связан интерес психологов к изучению эмоциональной устойчивости человека относительно различных воздействий внешней среды, а также способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.

Анализ доступной литературы показал, что проблема развития эмоциональной устойчивости впервые решалась в контексте исследования человека в экстремальных ситуациях в области психологии спорта (Л.М. Аболин, Б.А. Вяткин, О.В. Дашкевич, О.А. Сиротин, А.Я. Чебыкин, О.А. Черникова и др.), авиационной психологии (В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук, К.К. Платонов, В.А. Плахтиенко, Е.А. Плетницкий и др.), инженерной психологии (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), педагогической психологии (В.И. Долгова, Д.В. Иванов, О.О. Косякова, Е.М. Семенова и др.). Изучение компетентностного подхода в психологии связано с 4 работами В.С. Безруковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Т.М. Ковалевой, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, К.Г. Митрофанова, П.В. Симонова, О.В. Соколова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др.

Авторы многих работ относят к условиям эмоциональной устойчивости разные свойства личности и в том числе эмоциональные, однако, как детерминанты устойчивости эмоциональные факторы почти не изучены. В различных отраслях психологических наук исследователи в качестве предполагаемых детерминант эмоциональной устойчивости отмечают особенности нервной системы и психической регуляции деятельности [18].

Несмотря на активно ведущиеся научные разработки, исследуемая проблема недостаточно изучена и это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: условия эмоциональной устойчивости личности.

Объект исследования: эмоциональная устойчивость.

Предмет исследования: условия эмоциональной устойчивости личности.

Цель исследования: анализ теоретических представлений об условиях эмоциональной устойчивости личности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что к условиям эмоциональной устойчивости относятся: воспитание в семье, уровень эмоционального интеллекта и личностные свойства.

Задачи исследования:

1. Проанализировать содержание понятия «эмоциональная устойчивость»

2. Раскрыть структуру

3. Описать методы исследования

4. Охарактеризовать факторы развития и их значение в формировании эмоциональной устойчивости

Методы исследования: анализ литературных источников.




1. Теоретические представления об эмоциональной устойчивости

1.1 Понятие эмоциональной устойчивости

На протяжении многовековой истории эмоциям отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих поступки человека. Впервые на регуляторную функцию эмоций указывают в своих философских трактатах Аристотель, Б. Спиноза, Р. Декарт [1]. По мнению Аристотеля, эмоции, выполняя побудительную функцию, являются мотивационным основанием, связующим звеном в процессе познания все более сложных объектов. Развивая эту мысль, Р. Декарт указывал на ориентировочную функцию эмоций, полагая, что они позволяют человеку запоминать неизвестные предметы, образы и явления, то есть играют роль памяти. Б. Спиноза в своих учениях об аффектах, говорил о динамическом единстве эмоций с другими психическими явлениями, полагая, что они оказывают не только регулирующее, но и дезорганизующее влияние на деятельность.

В современных условиях развития общества повышается востребованность социальной, физической и психологической защищенности человека. Впервые проблема психологической устойчивости получила свою известность в трудах Л.И. Божович как отражение процесса становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения [2]. Возникновение понятия «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением человека в экстремальных ситуациях. Исследования эмоциональной устойчивости личности проводились в области психологии спорта, инженерной психологии, педагогической психологии. Однако до настоящего времени так и не сложилось единого мнения в определении понятия «эмоциональная устойчивость».

В.Э. Чудновский, понимал под ней способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определенными механизмами защиты по отношению к явлениям чуждым его личным взглядам, убеждению и мировоззрению [19].

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов в понятие эмоциональной устойчивости включают: взаимодействие эмоционально-волевых качеств личности, степень волевого контроля над достаточно сильными эмоциями, способность сохранять высокую работоспособность в условиях эмоциональных воздействий [10].

К.К. Платонов дает расширенное определение эмоциональной устойчивости, понимая под ней способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряжения, несмотря на эмоциональные воздействия, подразделяя эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную и эмоционально- сенсорную [14].

В книге Е.А. Милеряна «Психологический отбор летчиков» под эмоциональной устойчивостью понимается, во-первых, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека; во-вторых, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, что способствует успешному выполнению необходимых действий [11].

По мнению О.А. Сиротина, эмоциональная устойчивость характеризуется сочетанием эмоциональных, интеллектуальных, волевых и нравственных компонентов, что обеспечивает успех человека в решении сложных и ответственных задач в условиях сильных эмоциогенных воздействий без какого-либо отрицательного влияния на самочувствие и дальнейшую работоспособность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости является залогом нервной и физической выносливости человека [16].

Б.Х. Варданян определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенных ситуациях и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [3].

Таким образом, по мнению многих учёных, эмоциональная устойчивость характеризуется, во-первых, эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, а во-вторых, её критерием становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. Она не дается человеку от рождения, а развивается в результате воспитания и самовоспитания.


1.2 Структура эмоциональной устойчивости

На сегодняшний день очевидно, что эмоциональная устойчивость личности отражает уровень его готовности к профессиональной деятельности и является критерием её эффективности, а потому важно знать основные компоненты эмоциональной устойчивости [5]:

Эмоциональный компонент эмоциональной устойчивости определяется мерой чувствительности субъекта к критическим ситуациям жизнедеятельности, уровнем его возбудимости, тревожности. Проблема тревожности, как собственно психологическая была впервые поставлена З. Фрейдом. Он определял эту категорию как отрицательное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности. Непосредственное же развитие его теория получила в работах О.Х. Маурера, Ф. Перлза, К. Роджерса, Дж. Уотсона, К.Л. Хаолла, Э. Эриксона и др. В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е.М. Савина, М.И. Чистякова и др. Анализ определений названных авторов, позволяет сделать вывод, что тревожность – это личностная психологическая особенность, обусловленная слабостью нервных процессов, проявляющаяся в эмоциональном дискомфорте, связанным с ожиданием неблагополучия, грозящей опасности и переживанием беспокойства. Показателем сформированности эмоционального компонента эмоциональной устойчивости, является наличие «среднего» уровня тревожности, что сигнализирует о способности анализировать и регулировать возникающие эмоции.

Интеллектуальный компонент эмоциональной устойчивости характеризуется степенью выраженности интеллектуальных эмоций, определяющих познавательную активность индивида по самоорганизации и саморегуляции поведения. Познавательная активность – это присущая человеку любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, то, что активизирует познавательную деятельность субъекта. Она напрямую зависит от развития познавательного интереса, который имеет рад признаков: а) интеллектуальная направленность, стремление глубже познакомиться с объектом изучения; б) осознанное отношение к предмету своего интереса; в) эмоциональная окрашенность поиска истины; г) волевое усилие. Показателем сформированности интеллектуального компонента эмоциональной устойчивости, является «высокий» уровень познавательной активности испытуемых.

Мотивационный компонент эмоциональной устойчивости определяется системой мотивов, направленных на преодоление психологических барьеров, возникающих в напряженной ситуации. Под мотивационной сферой личности понимается совокупность стойких мотивов, выстроенных в определенной иерархии. Мотив – внутреннее побуждение человека к какой-либо деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности [4]. Мотив может характеризоваться количественно (сильный – слабый) и качественно (внутренний – внешний). Если для личности имеет значение деятельность сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Внешние мотивы, в свою очередь, делятся на положительные (мотивы достижения успеха) и отрицательные (мотивы избегания неудачи). Имея мотивацию достижения успеха, человек, начиная дело, нацелен на конструктивное его решение. Он уверен в себе, активен, мобилен, решителен, ответственен, настойчив, склонен планировать свое будущее на большие промежутки времени. Мотивацию избегания неудачи имеет человек, активность которого связана с потребностью избежать срыва, наказания. В основе этой мотивации лежит идея негативных ожиданий, человек уже заранее боится возможной неудачи, он мало инициативен, не уверен в себе, избегает ответственности, имеет, как правило, высокий уровень тревожности. Показателем сформированности мотивационного компонента эмоциональной устойчивости, является наличие мотивации достижения успеха.

Волевой компонент эмоциональной устойчивости включает в себя процессы регуляции поведения и деятельности, показателями которых являются произвольность управления своими эмоциями, особенности процесса саморегуляции деятельности. Волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов (тип нервной системы, самооценка, направленность личности и т.д.).

Таким образом, эмоциональная устойчивость включает в себя эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, которые определяют уровень эмоциональной устойчивости, являются критерием готовности к деятельности и условием её эффективности.


1.3 Методы исследования эмоциональной устойчивости

 Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).

Истинная устойчивость человека к действию эмоциогенных факторов должна определяться двумя способами: по времени появления эмоционального состояния при длительном и непрерывном воздействии эмоциогенного фактора (например, при измерении устойчивости к монотонности работы, или к фрустрирующему фактору), или же при однократном воздействии эмоциогенного фактора разной силы и значимости для человека.

Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время, однако, наметился один из путей изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Этот путь разрабатывается швейцарскими психологами. Так, исследование С. Кайзера было направлено на получение паттернов лицевой экспрессии, соответствующих эмоциям счастья, удовлетворения, гордости, разочарования, страха, гнева, печали и т.п. Игра сопровождалась видеосъемкой лицевой экспрессии. Т. Джонстоун фиксировал во время игры речевые отчеты о текущем состоянии игры, в результате были выделены речевые паттерны разных эмоций [21]. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявления эмоций: моторные, электрофизиологические, речевые.

Для изучения эмоциональной сферы используют и цветовой тест. В зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. Л. А. Шварц была показана связь положительных эмоций с увеличением чувствительности глаза к красно-желтой части цветового спектра и отрицательных эмоций с повышением чувствительности к сине-зеленой части. Другие исследователи (М. Э. Бразман, Э. Т. Дорофеева) выявили более сложные зависимости. По их данным, каждому эмоциональному состоянию соответствует определенное изменение чувствительности глаза к трем основным цветам спектра: красному, зеленому и синему.

К методикам изучения эмоциональной сферы относятся: методики изучения эмоциональных свойств личности («определение эмоциональности», «эмоциональная возбудимость - уравновешенность», «шкала вспыльчивости», «шкала нейротизма Г.Айзенка»), методики изучения эмоциональных типов («оценка монотоноустойчивости личности», «оптимист-пессимист»), методики изучения эмоционально-обусловленного поведения («неуправляемая эмоциональная возбудимость», «диагностика типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей среды», «диагностика склонности к агрессивному поведению А.Ассингера»), методики оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ).

Диагностика эмоций с помощью анализа речи имеет большое практическое значение. В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может поступать информация об эмоциональном состоянии человека (летчики, космонавты, метеорологи на крайнем Севере и т. п.) является речевой. Выделяются следующие характеристики: частота основного тона речи за каждый период, средняя частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.

Таким образом, в рамках изучения эмоциональной устойчивости находятся свойства личности, эмоциональные типы и поведение. Существует ряд методик для определения показателей эмоциональной устойчивости, и они активно используются в практической психологии.

Характеризуя эмоциональную устойчивость, мы можем сделать вывод о том, что она определяется эмоциональной невозмутимостью и эффективностью деятельности в стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость включает эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, а методики её изучения основаны на диагностике личностных свойств, эмоциональных типов и поведения.


2. Теоретические представления об условиях эмоциональной устойчивости личности

2.1 Воспитание в семье как условие эмоциональной устойчивости личности

Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее время признаётся очень важной. Стало очевидно, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий интеллект, а те, у которых высокий «эмоциональный» интеллект, когда со всей очевидностью жизнь потребовала от человека психологической гибкости. Эмоциональный климат семьи, в которой растёт ребёнок, - это один из факторов развития его эмоциональной устойчивости. Т.А. Маркова отмечает, что семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства [6].

Ряд отечественных авторов связывают возникновение эмоциональных нарушений у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психологическими травмами. К ним учёные, в частности А.Д. Захаров, В.И. Гарбузов, В.П. Козлов, И.И. Мамайчук и др. относят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, семейные конфликты. Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных нарушений – не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, или психотравматирующие ситуации – это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители. Одним из факторов, вызывающих невротизации, является хронически неблагоприятная обстановка в семье. А причин этому множество. Вот некоторые из них:

- В большинстве семей родители вынуждены отдавать время и силы на материальное обеспечение, а не на духовное развитие детей. Перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что, несомненно, сказывается на его психическом здоровье;

- Легкомысленное отношение к браку и семье, забывание традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов;

- Обострение конфликтов между поколениями;

- Сократилась система учреждений социальной сферы, с каждым годом в стране увеличивается количество закрывающихся детских садов, дети всё чаще остаются без надзора;

- Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка;

- У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребёнка. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость.

И как результат – эмоциональные нарушения у всех членов семьи, в первую очередь у детей.

В воспитании детей раннего и собственно дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) родственные эмоциональные связи (в первую очередь матери и ребёнка) проявляются весьма отчётливо и своеобразно. Ведь физическое и духовное благополучие малыша полностью зависит от матери и отца, от старших членов семьи. Любовь и привязанность родных к своим детям, и ответное чувство детей, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность – незаменимые воспитательные факторы.

В поле внимания зарубежных и отечественных исследователей находятся отношения между супругами. Отмечается их связь с закономерностями детского развития в условиях семейного воспитания. Так, подчёркивается, что по важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие, существующие в семье. Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребёнка.

По мнению А.С. Спиваковской, дисгармония семейных отношений, выражающаяся в конфликтном взаимодействии супругов, является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Среди особенностей супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с неврозами, выделяют фрустрацию потребности в эмоциональной близости, повышенные, болезненно заострённые ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей [17].

С. Куперсмит, изучавший три группы детей (с низкой самооценкой, средней и высокой), показал, что родители детей с низкой самооценкой часто вступают в конфликт между собой [8]. По отношению к детям их объединяет стремление сформировать у них приспособительное поведение, послушание, подчинение, бесконфликтное поведение с другими детьми.

Среднюю самооценку у детей формируют покровительственная, снисходительная позиция родителей, их повышенная тревожность по поводу самостоятельности детей и низкий уровень притязаний, позволяющий им принимать детей такими, какие они есть.

Взаимное доверие, уважение, солидарность, внутреннее принятие ребёнка, сочетание требовательности и демократизма, благожелательное, но не чрезмерно снисходительное отношение к нему, дисциплина – всё это формирует высокую самооценку. Такие дети уверены в себе, жизнерадостны, оптимистичны, добиваются успеха, общительны, самостоятельны, независимы. Таким образом влияние воспитательных методик на самооценку ребёнка определяет его эмоциональную устойчивость и психическое здоровье.

Основой формирования эмоциональной устойчивости ребёнка в семье является поддержание и сохранение эмоционального контакта между родителем и ребёнком. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:

- Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского детского воспитания при этом такова: «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Она включает активное внимание к интересам ребёнка, принятие его как самостоятельной личности, тёплое эмоциональное отношение.

- Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним».

- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «Хотя мой ребёнок недостаточно умён и развит, но всё равно я его люблю».

- Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу; «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и развит».

- Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова: «Ребёнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребёнок нуждается в помощи и поддержке.

- Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «Я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребёнок так неразвит, неумён, неприятен другим». В общении с ребёнком родитель обычно не замечает в нём ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником.

- Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой ребёнок – негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жёстким контролем «переломить» ребёнка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. В то же время при внутренней убеждённости, что их ребёнок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

- Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребёнка, родители как-бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств.

Чаще всего в поведении родителей смешивается несколько вариантов отношений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей [20] и понять причины неустойчивости эмоциональной сферы ребёнка или факторы, определившие её сформированность.

Таким образом, на развитие эмоциональной устойчивости в процессе семейного воспитания влияют взаимоотношения родителей друг с другом и родителей с детьми.


2.2 Уровень эмоционального интеллекта как условие эмоциональной устойчивости

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мэйер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. Мэйер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта [15].

Феномен эмоционального интеллекта все больше признается исследователями, как способствующий личностному и профессиональному росту. Если ранее эмоциональная сфера человека противопоставлялась интеллектуальной, то сегодня эмоция признается как особый вид знания. Эмоции и интеллект объединяются в практической деятельности, делая ее более успешной. Конечно же, наибольшую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологии, но и в России в последнее десятилетие появились исследования эмоционального интеллекта. Тем ни менее, нельзя сказать, что феномен эмоционального интеллекта изучен в достаточной степени. Интеллект как адаптивная функция дает безусловное преимущество в ориентации и активности в окружении. Средний уровень интеллекта необходим, но недостаточен для эмоциональной и социальной адаптивности индивида к окружению.

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект», который определяется как:

– способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;

– способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;

– совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды.

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта и ведут дискуссии относительно составляющих данного понятия. Среди компонентов эмоционального интеллекта авторы понятия П. Сэловей и Д. Мейер выделяют такие способности, как: 1) восприятие эмоций (идентификация эмоций по лицам, в дизайне, в музыке, в рассказах); 2) эмоциональное благоприятствование (перевод ощущений, принятие решений на основе эмоций); 3) эмоциональное понимание (определение предмета эмоций, смешивание эмоций, эмоциональный перенос, эмоциональные перспективы); 4) эмоциональное управление (управление собственными эмоциями, управление эмоциями других).

Таким образом, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье человека, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии – закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций.




2.3 Личностные свойства как условие эмоциональной устойчивости

В настоящее время существует очень мало работ по рассмотрению условий (факторов) эмоциональной устойчивости. Всего выделяют два основных типа факторов: биологические (внутренние) и социальные (внешние). 


Биологические факторы – это генетические осοбеʜʜοсти индᴎʙида, они, как правило, заложены с рождения (темᴨераᴍеʜт, наᴄᴫедственные черты фοрмирования личности). А социальные факторы воздействуют на человека ᴎзвне, то есть ᴎз οкружающей среды (социальная среда, экстремальные ситуации, психические нагрузки, жᴎзнь в мегаполисе, потοки инфοрмации, инᴛенсᴎʙность труда, деятельность и др.).

В некоторых исследованиях успешность функционирования человека в напряженных условиях связывают с различными социально-психологическими особенностями личности. К ним можно отнести нейротизм, направленность личности, тревожность, мотивацию.

Понятие нейротизма было введено Х. Айзенком, оно очень блᴎзко к понятию Дж. Тейлора – тревожность. Оба понятия имеют οбщие устойчᴎʙые компоненᴛы: повышенную чувствительность к неудачам и ошᴎбкам, их отнесение на счет своей личности или других людей, озабочеʜʜοсть, недовольство сοбой, беспοкойство. Μногие отечественные и зарубежные учёные считают, что такое свойство личности не спосοбствует усᴨешной деятельности в напряженных условиях. Сᴫедует отметить, что тревожные люди отличаются характером поведения в незнакомой οбстановке: усᴨешность тревожных людей, как правило, ухудшается, а у нетревожных – увеличᴎʙается или остаётся прежней. Однако, по мнению М.В. Емолаевой и Н.А. Худакова, тревога в малой стеᴨени спосοбствует повышению эмоциональной устойчивости и выступает в роли актᴎʙного регулятора деятельности.

Доминантами актᴎʙности в аспекте психической устойчивости личности могут быть все виды актᴎʙности: познавательная, деятельная, коммуникатᴎʙная. Каждая доминанᴛа существует одновремеʜʜο и как определенная направлеʜʜοсть сознания, то есть предрасположеʜʜοсть к определеʜʜым реагированию, интерпретации, поведению, деятельности. Можно выделить ᴄᴫедующие виды направлеʜʜοсти: интровертированная направлеʜʜοсть - это увлечеʜʜοсть самопознанием и саморазвитием. Проявляется в готовности находить средства для самосовершенствования в различных областях жизни, в направлеʜʜοсти на деятельность: трудовую, общественную, учебную, спортᴎʙную, увлечеʜʜοсть своим хοбби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Интроверты любят работу, которая потребует максимального напряжения и актᴎʙности (однообразную). Это спокойные, застенчᴎʙые люди, склонные к самоанализу.  Экстравертированная направлеʜʜοсть - это направлеʜʜοсть на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Характеризуя типичного экстраверта можно отметить такие качества как общительность и οбращеʜʜοсть индᴎʙида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсᴎʙен, вспыльчᴎʙ, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел.  Такая направленность имеет два подвида: а) просоциальный; б) асоциальный. Просоциальная доминанᴛа - это любовь, альтруизм, самопожертвование, служение другим людям. Этот варианᴛ доминанты конструктᴎʙный для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений, способствует гармонизации личности и укрепляет её устойчивость. Асоциальная доминанᴛа включает в себя эгоизм, иждᴎʙенчество, манипуляции другим человеком или многими людьми, властвование без ответствеʜʜοсти за судьбу других и стремление прᴎʙести их к благу. Это деструктᴎʙный путь для развития самой личности и межличностных взаимоотношений.

Теперь рассмотрим мотᴎʙационные свойства личности. Если человек мотивирован на работу, она ему интересна, соответствеʜʜο и уровень эмоциональной устойчивости в определённых ситуациях будет выше, чем у человека со слабой мотивацией к эᴛᴏᴍу же роду деятельности. Β случае неудач он будет искать решение задачи и дοбьётся лучшего результата, чем не мотивированный человек. Например, в работе В.Э. Мильмана в качестве причины малой надёжности спортсмена называет низкий уровень мотᴎʙациоʜʜο-энергетических способностей.

Β системе факторов, определяющих результатᴎʙность деятельности в эмоциогенных условиях безусловна роль типа нервной системы. Пределы вынослᴎʙости нервной системы ограничены, а объём психической нагрузки, которую неразумная организация деятельности может на нее взвалᴎʙать, безграничен. И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности: сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций (сангвистический тип); сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой (флегматический тип); сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям высшей нервной деятельности (холерический тип); слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам (меланхолический тип).

Высокий уровень эмоционального возбуждения при попадании человека в стрессовые ситуации часто прᴎʙодит к его повышеʜʜοй раздражительности, возникновению ᴨеревозбуждения. Но в то же время в определенных ситуациях человеку требуется большой уровень возбуждения, который, возникнув в соответствующий моᴍеʜт, наоборот, увеличᴎʙает работоспособность. Всё зависит от того, в какой стеᴨени эмоциональное возбуждение является адекватным определеʜʜοй οбстановке. Низкий уровень возбуждения необходим для восстановления сил, высокий – для того, чтобы преодолеть трудности в деятельности. Например, когда спортсмен устанавлᴎʙает рекорд, у него происходит высочайшее эмоциональное возбуждение, которое является одним ᴎз главных условий успеха, если оно возникло в нужный моᴍеʜт.

Таким образом, среди личностных свойств, влияющих на эмоциональную устойчивость, выделяют уровень нейротизма, направленность личности, мотивацию, тип нервной системы, а эмоциональная реакция οбуᴄᴫавлᴎʙается как внешними, так и внутренними факторами, определяющими актᴎʙность человека. 

Характеризуя условия эмоциональной устойчивости, мы можем сделать вывод о том, что воспитание в семье, уровень эмоционального интеллекта и личностные свойства являются важными элементами, которые обуславливают динамику эмоциональной устойчивости.


Заключение

На сегодняшний день условия жизни предъявляют повышенные требования к ресурсам личности, и формирование эмоциональной устойчивости как средства преодоления психоэмоционального напряжения является актуальной задачей современного человека.

Данное исследование было предпринято с целью анализа теоретических представлений об условиях эмоциональной устойчивости личности. Для достижения цели был поставлен ряд задач: 1) проанализировать содержание понятия «эмоциональная устойчивость»; 2) раскрыть структуру; 3) описать методы исследования; 4) охарактеризовать факторы развития и их значение в формировании эмоциональной устойчивости.

Можно сделать выводы:

1) Понятие «эмоциональная устойчивость» определяется учёными по-разному. Однако основными критериями эмоциональной устойчивости для многих учёных являются эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность, т. е. нереагирование человека на эмоциогенные раздражители, и эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации.

2) Основные компоненты эмоциональной устойчивости: эмоциональный компонент, который определяется мерой чувствительности субъекта к критическим ситуациям жизнедеятельности, уровнем его возбудимости и тревожности; интеллектуальный компонент характеризуется степенью выраженности интеллектуальных эмоций, определяющих познавательную активность индивида по самоорганизации и саморегуляции поведения; мотивационный компонент определяется системой мотивов, направленных на преодоление психологических барьеров, возникающих в напряжённой ситуации; волевой компонент включает в себя процессы регуляции поведения и деятельности, показателями которых являются произвольность управления своими эмоциями и особенности процесса саморегуляции деятельности.

3) Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость). К ним относятся: методики изучения эмоциональных свойств личности («определение эмоциональности», «эмоциональная возбудимость - уравновешенность», «шкала вспыльчивости», «шкала нейротизма Г.Айзенка»), методики изучения эмоциональных типов («оценка монотоноустойчивости личности», «оптимист-пессимист»), методики изучения эмоционально-обусловленного поведения («неуправляемая эмоциональная возбудимость», «диагностика типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей среды», «диагностика склонности к агрессивному поведению А.Ассингера»), методики оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ), цветовой тест, анализ речи.

4) В ходе анализа литературных источников были выявлены следующие факторы (условия) развития эмоциональной устойчивости: воспитание в семье, уровень эмоционального интеллекта и личностные свойства, которые играют важную роль в формировании эмоциональной сферы личности.

В настоящее время проблема формирования эмоциональной устойчивости и пути её решения недостаточно изучены. На наш взгляд следует особое внимание уделить воспитательным методам в семье, поскольку именно в ней закладывается фундамент эмоциональной сферы личности.


Список литературных источников

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во Казан. гос. ун-та, 2003. 261 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

3. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. М.: Наука, 2008. 380 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2001. 800 с.

5. Долгова В.И. Эмоциональная устойчивость личности: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. М.: изд-во «Перо», 2014. 173 с.

6. Ильин Е.П. Возрастно-половая динамика базовых эмоций // Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции / Е.П. Ильин, М.С. Пономарева. СПб., 2001.

7. Кривцова С.В. Вызовы неопределенности и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход) // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 8.

8. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. М., 2004.

9. Кутковой Н.А. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования / Н.А. Кутковой, Т.Г. Стефаненко. 2014. Т. 7, № 33. С. 7.

10. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: изд-во «Сентябрь», 2001. 260 с.

11. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. Психологический журнал. 2002. Т. 6, № 23. С. 5–17.

12. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 5.

13. Петрова А.Г. Анализ динамики когнитивного и регуляционного блоков профессионально важных качеств в процессе профессионализации / А.Г. Петрова, Л.Ю. Субботина // Ярославский психологический вестник. Ярославль: изд-во РПО, 2013. № 28. С. 98-100.

14. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: изд-во «Молодая гвардия», 2009.

15. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Психологические исследования. 2009. № 6.

16. Сиротин О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. 2007. № 1. С.129-133.

17. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: изд-во «Эксмо-Пресс», 2000.

18. Чебыкин А.Я. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов / А.Я. Чебыкин, Л.М. Аболин // Психологический журнал. 2005. Т. 5, № 4. С. 83-88.

19. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М.: Педагогика, 2007. 208 с.

20. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, А.А. Воронова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 384 с.

21. Шипицына Л.М. Специальная психология. СПб.: изд-во «Речь», 2013.

22. Mesquita B., Albert D. The cultural regulation of emotions. In: J.J. Gross (Ed.), The handbook of emotion regulation. New York: Guilford Press, 2007. pp. 486–503.

23. Werner K., Gross J.J. Emotion regulation and psychopathology: A conceptual framework. In: A. Kring, D. Sloan (Eds.), Emotion regulation and psychopathology. New York: Guilford Press, 2010. pp. 13–37.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница