М. Семин, студент факультета прикладной политологии ниу вшэ



страница1/9
Дата26.01.2018
Размер142 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


М.Семин, студент факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ
Анализ прямых и косвенных средств речевого воздействия в бизнес-коммуникациях


Аннотация

В статье описывается природа, роль и основные сферы применения речевого воздействия в рамках бизнес-коммуникаций. Автором выделены основные формы, средства, а также указаны конкретные приемы использования речевого воздействия.



Ключевые слова: речевое воздействие, бизнес-коммуникация, манипуляция.

Abstract

The paper describes the nature, role and main uses of speech influence within business communications. The author highlights the main forms, means, and identifies specific ways to use speech effect.

Keywords: speech influence, business communication, manipulation.




Прямые и косвенные средства речевого воздействия.


Как известно, речь – это основное средство межличностной коммуникации. Именно при помощи речи происходит общение между людьми. Под речевым воздействием понимается «использование особенностей естественного языка с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на адресата».1

В настоящее время происходит активное расширение сфер человеческого общения, все большее значение приобретает речевое воздействие, при помощи которого решаются различного рода задачи, такие, например, как организация бизнеса, поиск клиентов, успешное ведение переговоров, извлечение прибыли и т.п. Поэтому, по словам Е.Г.Гришечко, «передача речевых сообщений никогда не является конечной целью общения, это передача всегда есть только средство достижения других целей, конечной из которых является цель управления деятельностью собеседника».2

Если обратится к термину «коммуникации», то можно увидеть, что значение этого термина очень схоже со значением термина «общение». В переводе с латинского языка «коммуникация» означает, в первую очередь, именно общение. И.Дзялошинский дал следующее, на мой взгляд, очень образное и точное определение «коммуникации». «Коммуникация – это встреча двух сознаний, которые стремятся прорваться сквозь преграды и барьеры, чтобы слиться в удивительном и очень редком состоянии, которое называется взаимопониманием».3 Коммуникация – очень сложный процесс установления и дальнейшего развития контактов между людьми. И в этом процессе важную роль играют языковые средства: ведь от того, насколько умело они будут использованы в общении, нередко зависит успех любой профессиональной деятельности.

Для того, чтобы речевое воздействие было эффективным, нужно знать особенности аудитории, необходимо убеждать, а не спорить. Делая выводы, также можно изменить мнение аудитории, для этого нужно, чтобы выводы были понятны собеседнику. Здесь можно использовать и акцентирование, которое помогает изменить мнение в нужную вам сторону.4

Во время деловых бесед, переговоров, активных продаж товаров и услуг людям приходится отстаивать свое мнение. Как необходимо воздействовать на собеседника, чтобы добиться успеха? Для решения этой проблемы существуют различные средства речевого воздействия.

В настоящее время используются следующие основные технологии воздействия, целью которых является оказать на собеседника нужное впечатление или воздействие.

1. Информирование. Сформировалось два основных подхода к осмыслению понятия «информация». Первый рассматривает информацию «как синоним понятия «сообщение», осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми».5 Второй подход характеризует информацию «как свойство, условие и результат целенаправленной активности, связывает ее лишь с функционированием…самоуправляемых систем».6 В представленной работе мы будем использовать первое определение информирования.

2. Убеждение. Это «коммуникационный метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению».7 Убедить – значит добиться при помощи определенных средств согласия объекта с определенной точкой зрения.

3. Диалог. «Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров».8 Содержание диалога включает в себя проблемы и нерешенные вопросы, которые могут быть успешно решены совместными усилиями общающихся.

5. Манипуляции. «Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам».9 Исследователи выделяют два основных вида манипуляции: оперативная и стратегическая манипуляции сознанием и поведением. Оперативная, или, как еще ее называют, ситуационная, манипуляция состоит в том, что в каждом конкретном случае используются ценности, привычки, стереотипы, которые уже имеются в сознании объекта манипуляции. Манипулятору остается лишь заставить воспринимать ту или иную информацию так, как ему выгодно. Стратегическая манипуляция состоит в том, что в сознании объектов манипуляции на протяжении ряда лет формируются ценности, стереотипы, идеи, привычки, которые способствуют поддержанию выгодного для манипулятора политического и экономического строя.

Если рассматривать взаимодействие собеседников (то есть субъекта и объекта), то можно выделить прямое и косвенное речевое воздействие.


Каталог: data -> 2013
2013 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2013 -> Особенности сео-продвижения в россии на примере региональной компании ООО «верра моторс»
2013 -> Разработка и оценка эффективности стратегии продвижения Интернет-проекта "TasteIT. ru"
2013 -> «Стратегии поведения телевизионных вещателей в условиях перехода на цифровое вещание»
2013 -> " Проектирование беспроводной сети ООО «медипал-онко»"
2013 -> Мастер-класс «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации»
2013 -> Марина Шилина
2013 -> Программа дисциплины «Экономика медиа»
2013 -> «Роль экологического регулирования в формировании экспортных стратегий мультинациональных корпораций». The Effect of Environmental Regulation on mncs Export Strategy


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница