Марина Шилина



страница1/5
Дата13.01.2018
Размер93 Kb.
  1   2   3   4   5

Марина Шилина,

доцент кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ, д.ф.н.


Российская модель печатных СМИ: медиабизнес vs. общество?
Аннотация

В статье рассматриваются характеристики, функции печатных СМИ в медиасистеме России. Результаты исследования фиксируют особые свойства национальной модели российских газет и журналов, успешное экономическое развитие которых не способствует преодолению кризиса корпоративной идентичности.



Ключевые слова: массмедиа, дигитализация, интернет, кризис СМИ, национальная модель, печатные СМИ, трансформация, региональная печать, контент, медиапотребление, активная аудитория, гражданское общество.
Глобальный кризис медиа: системные трансформации
Необратимые изменения всех элементов современных развитых медиасистем ко второму десятилетию XXI века обусловили дигитализация, распространение интернета и мобильного доступа, которые с коммуникативной точки зрения можно обозначить как переход от вертикальной иерархической модели к модели коллаборации СМИ и активной аудитории. Многолетний безуспешный поиск медиаиндустрией развитых стран в новейшем цифровом коммуникативном пространстве эффективных экономических и контентных моделей отражает кризис СМИ как сферы профессиональной деятельности и как социального института.

Трансформации наиболее остро сказываются на классической печати: у газет и журналов во всем мире падают тиражи, сокращается номенклатура изданий, медиахолдинги полностью переходят в Сеть и т.д. Классические медиа в прогнозах исследователей, американских в первую очередь, отходят на второй план, перспективы СМИ теоретики и практики связывают исключительно с будущим цифровых технологий и интернета. Анализ цифровых трендов, которые обозначают аналитики (Д. Рашкофф1, А. Уэйн2, и другие), показывает, что все они отражают общую тенденцию: рост персонализации информации, развитие комфортности личного информационного пространства пользователя благодаря интерактивности, мультимедийности и глокальности интернет-коммуникации и мобилизации доступа. Указанные базовые характеристики веб и интернет-пространства отражают коммуникативные возможности новейших медиа, которых классические СМИ, в том числе газеты и журналы, априорно лишены (если только не обзаводятся собственными интернет-версиями).

Сегодня соотношение news (англ. «новости») и paper (англ. «бумага») – один из серьезнейших вопросов для индустрии массмедиа. Популярный медиааналитик Кен Доктор снова в канун 2013 года предрек «смерть печатных СМИ»3. При этом прогнозы практиков Всемирной газетной ассоциации (англ. World Association of Newspapers, WAN) до 2019 года свидетельствуют, что соотношение печатных, онлайновых, мобильных и электронно-бумажных носителей за последние несколько лет изменились несущественно и вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем резких перемен: несомненно, наиболее высоко оцениваются возможности развития интернета (рост в 2006 год – 41%, в 2008 году – 44%), и при этом доля печатных СМИ будет снижаться несущественно (35% и 31% соответственно)4. Таким образом, для медиабизнеса ключевой проблемой является определение эффективной бизнес-модели в условиях дигитализации и роста активности и просьюмеризации аудитории.

В отличие от развитых индустрий региональные и локальные медиасистемы в большинстве своем функционируют в иных технологических парадигмах, хотя бы потому, что несмотря на равнозначность свободы слова как таковой и свободы доступа к интернету, задекларированной ООН в 2011 году, Всемирная паутина распространена пока не глобально (не более 2 млрд пользователей), неравенство доступа к цифровым благам не обусловливает повсеместную дигитализацию (например, даже в Евросоюзе 26% граждан не пользуются интернетом5), равноправная публичная медиакоммуникация есть данность только для развитых гражданских обществ.




Каталог: data -> 2013
2013 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2013 -> Особенности сео-продвижения в россии на примере региональной компании ООО «верра моторс»
2013 -> Разработка и оценка эффективности стратегии продвижения Интернет-проекта "TasteIT. ru"
2013 -> «Стратегии поведения телевизионных вещателей в условиях перехода на цифровое вещание»
2013 -> " Проектирование беспроводной сети ООО «медипал-онко»"
2013 -> Мастер-класс «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации»
2013 -> Программа дисциплины «Экономика медиа»
2013 -> «Роль экологического регулирования в формировании экспортных стратегий мультинациональных корпораций». The Effect of Environmental Regulation on mncs Export Strategy
2013 -> «Контрафактная продукция как основной вызов международной защите прав интеллектуальной собственности»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница