Мастер-класс «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации»



Скачать 36.15 Kb.
Дата11.01.2018
Размер36.15 Kb.

Мастер-класс «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации»

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задачи).

На современном этапе развития российского образования, в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты, становятся востребованными новые педагогические технологии, позволяющие развивать творчество, инициативность, самостоятельность учащихся. Учитель сегодня по-новому организовывает образовательную деятельность, и исследовательская деятельность становится ее частью. Исследовательские работы учащихся — это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Понимание сущности научных исследований школьников невозможно без понимания ее методологии. В исследованиях по обществознанию применяются как эмпирические, так и теоретические методы. Среди эмпирических методов наибольший интерес среди учащихся вызывает социологический опрос. Анкетные опросы воспринимаются учениками наподобие деловой игры в экономике и менеджменте. Как правило, они вызывают неподдельный интерес, позволяя узнать многое из того, о чем молодые люди не подозревали. При разработке анкеты учащиеся встречаются с трудностями, которые руководитель исследования непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты, что приводит к низкому качеству работ и снижает мотивацию учащихся к исследованию.

Цель: рассмотреть особенности метода анкетного опроса как одного из эмпирических методов, широко применяемых учениками в исследовательских работах по обществознанию.

Задачи: 1.Выявить основные правила анкетного опроса.

2.Определить с участниками конструкцию анкетных вопросов по определенной теме в интерактивном режиме.



Разминка. Участникам задаются вопросы: что такое методология, метод исследования? Какие методы используют в научных исследованиях? Какое место среди эмпирических методов занимает анкетный опрос? Практическая часть.

Участникам мастер-класса предлагается общая тема исследования понятия современного смысла жизни, озвучиваются правила формулирования вопросов и в интерактивном режиме составляется анкета на рабочем листе по заданной конструкции вопросов.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Мы рассмотрим особенности анкетных опросов.

Специфика анкетного опроса.


Анкета заполняется респондентом самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны.

Правила формулирования вопросов

1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.

5. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.



Классификация анкетных опросов

Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по конструкции задаваемых вопросов. Рассмотрим некоторые из них.



Открытые вопросы. В открытых вопросах респондент высказываются в свободной форме. «Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений».1

Пример. Ответьте в развернутой форме на вопрос: что для Вас является Смыслом жизни? (Если вы еще не определились точно, то следует поставить прочерк или предоставить свой ответ в краткой отрицательной форме: на данный момент у меня нет смысла жизни).

Недостатки открытых вопросов:



  • высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые очерчивают контекст высказанных суждений;

  • трудности обработки данных.

Закрытые вопросы. Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) «да—нет»; 2) альтернативные ответы, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Пример. Ответьте на вопрос, отмечая наиболее верный вариант ответа.

Есть ли у Вас смысл жизни?

1) Нет 2) Есть 3) Еще не определился (ась) 4) Не могу точно ответить на этот вопрос

Основные и контрольные вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям в интерпретации данных. С помощью контрольных вопросов уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах.

Пример. Основной вопрос: проранжируйте ряд ценностей, используя число десять для самого важного, а цифру один для менее существенного для вас. Один вариант останется лишним.

Деньги; Образование; Счастье ; Вера в Бога; Любовь; Превосходство над другими; Материальное благополучие; Дети; Семья; Благополучие близких и друзей; Здоровье.

Контрольный вопрос: выберите только одно слово из каждого ряда ценностей. Подчеркните его.- Здоровье, вера в Бога, деньги;- Семья, деньги, превосходство над другими;- Любовь, вера в Бога, образование;- Здоровье, деньги, превосходство над другими;- Семья, успешная карьера, материальное благополучие;- Дети, семья, деньги.

Этот вопрос также может быть вопросом-ловушкой. Вопросы-ловушки помогают определить добросовестность респондента. Лица, отвечающие на такие вопросы, подозреваются в невнимательности  или заведомой недобросовестности. Вопросы-фильтры. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами - "фильтрами". Фильтрующий вопрос предназначен для отсеивания некомпетентных респондентов. Пример. Ответьте на вопрос, отмечая наиболее верный вариант ответа. Что для Вас означает понятие «Смысл жизни»?



1) Это философское изречение

2) Это очень трудная тема, над которой я еще не задумывался (-ась-)

3) Прежде всего, это моя семья, счастье, любовь к близким и друзьям

4) Смысл жизни для меня это деньги, материальное благополучие, успешная карьера

5) Затрудняюсь ответить

Обмен идеями с участниками мастер-класса. Необходимо обратить внимание на то, что анкетирование имеет такие достоинства как оперативность, экономия средств и времени, так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Рефлексия Что показалось наиболее полезным? Что бы Вы добавили в содержание мастер-класса?

Литература.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара,1995.

Рабочий лист.

Конструкция анкетных вопросов по теме исследования понятия современного смысла жизни

Открытый вопрос:

Закрытые вопросы:

1) «да—нет»:

2) альтернативные ответы, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных:

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов:

Основной вопрос:

Контрольный вопрос или вопрос-ловушка:

Вопрос-фильтр:



1 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара,1995.

Каталог: data -> 2013
2013 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2013 -> Особенности сео-продвижения в россии на примере региональной компании ООО «верра моторс»
2013 -> Разработка и оценка эффективности стратегии продвижения Интернет-проекта "TasteIT. ru"
2013 -> «Стратегии поведения телевизионных вещателей в условиях перехода на цифровое вещание»
2013 -> " Проектирование беспроводной сети ООО «медипал-онко»"
2013 -> Марина Шилина
2013 -> Программа дисциплины «Экономика медиа»
2013 -> «Роль экологического регулирования в формировании экспортных стратегий мультинациональных корпораций». The Effect of Environmental Regulation on mncs Export Strategy
2013 -> «Контрафактная продукция как основной вызов международной защите прав интеллектуальной собственности»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница