Microsoft Word к-17-4-11-Санников св



Скачать 322.55 Kb.
Pdf просмотр
Дата02.02.2018
Размер322.55 Kb.


ОБРАЗ ВЛАСТИ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ: СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
С.В. Санников Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск, Россия
Summary: The article is devoted to semiotical analysis of the phenomena of image of authority. The image is considered as a product of social communication, a transmission of particular idea. Semiotical definition of a term
“image of authority” is suggested, depending on R. Barthes’ concept of myth.
Keywords: image of authority, political myth, political psychology, semiotics, definition. В последнее десятилетие в работах российских исследователей получила распространение трактовка понятия образ власти в контексте достижений политической психологии, в качестве обозначения результата процесса восприятия и социального познания такого элемента социального мира, как политическая власть [2, с. Образ власти понимается как система представлений о власти в обществе, включающая понятия о ее сущности, функциях, структуре, а также ожидания от власти определенных социально-политических действий [3, с. Признавая правомерность подобного подхода, отметим, что он обладает как очевидными достоинствами, таки определенными недостатками. В числе достоинств необходимо назвать известную функциональность подобного понимания образа власти, возможность использовать его при проведении прикладных социологических и социально-психологических исследований. В числе недостатков необходимо отметить некоторую методологическую ограниченность данного подхода, обусловленную рассмотрением образа власти лишь в контексте комплекса представлений реципиента, в то время как содержательные характеристики образа,

формируемые его создателями и носителями, далеко не всегда соответствующие складывающимся представлениям реципиента, не попадают в категорию образа власти. Для выработки более полного понимания такого явления как образ власти целесообразно обратить внимание на то, что любой образ представляет собой результат и продукт социальной коммуникации, феномен, о существовании которого мы узнаем только в процессе взаимодействия между создателем и реципиентом (а в отдельных случаях также исследователем) образа. Сформировавшиеся в результате восприятия политической власти представления становятся доступны для рефлексии в качестве образа власти только в том случае, если получат некоторое знаковое выражение, как правило, вербальное (в форме речи, нарратива) или визуальное (в форме изображения, видеоряда, жестов и т.д.). Образ власти существует постольку, поскольку он может быть воспринят из совокупности знаков, транслирующих определенную смысловую нагрузку. В этом смысле психологическая реальность образа неотделима от его материального и содержательного выражения, асам образ власти должен рассматриваться именно как продукт социальной коммуникации или передачи определенной идеи. В качестве наиболее яркого примера, иллюстрирующего подобную связь, можно привести портреты королевы Марии Антуанетты, проанализированные в работе М.Б. Ямпольского [5]. Рассматривая данные изображения, вряд ли возможно утверждать, что они сами по себе являются совокупностью представлений, поскольку они являются лишь совокупностью символов, знаков, которые нуждаются в прочтении и интерпретации. В данном случае, исследователь анализирует не абстрактно существующие представления, а продукт творчества мифолога власти – создателя этих гравюр, формирующего соответствующий образ. Постулируя неразрывную связь означающего и означаемого в рамках образа власти, формируемого в процессе социальной

коммуникации, отметим, что подобное понимание образа власти сближает его с семиологической концепцией мифа, представленной в работах французского структуралиста Р. Барта [1]. Данный подход позволяет рассматривать образ власти как семиологическую (семиотическую) систему, покоящуюся на вторичных кодах (кодами первого порядка являются те, которыми строится сам язык) [4, с. С использованием данного подхода можно предложить семиологическое определение понятия образ власти – под образом власти мы предлагаем понимать вторичную семиологическую систему, включающую в себя связь между совокупностью знаков первого порядка, отражающих содержательные характеристики системы отношений легитимного социального господства и подчинения, и комплексом психических переживаний (феноменов, порожденных восприятием этих знаков.
Библиографический список
1. Барт Р. Мифологии. – Мс. Вершинина НС, Мирицкая Е.А., Муравьева О.И. Сознательные и бессознательные компоненты образа политической власти // Сибирский психологический журнал. – Выпуск 27. – Томск, 2008. – С.
3. Романович НА. Образ власти как отражение российской политической культуры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. – № 1.
– Воронеж, 2010. – С.
4. Санников СВ. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в западноевропейской историографии VI века. Новосибирск, 2011. – 212 с.
5. Ямпольский М.Б. Королева и гильотина (Письмо, очищение, телесность) // Новое литературное обозрение. – № 65. – 2004. – С.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница