Н. А. Купина выделяет также следующие признаки данного жанра: использование в тексте различных средств комического; занимательность; обращение к «перевернутным»



Pdf просмотр
страница1/3
Дата26.01.2018
Размер50.7 Kb.
  1   2   3


УДК 008
ФАКТОР АДРЕСАТА В СОВРЕМЕННОМ ИРОНИЧЕСКОМ ДЕТЕКТИВЕ (НА
МАТЕРИАЛЕ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РУБЕЖА ХХ – ХХI ВВ.)
Богучарская Е.В.
Научный руководитель канд. филол. наук Подберезкина Л. З.
Сибирский
федеральный университет

Иронический детектив – один из самых распространенных жанров современной массовой литературы, особенно популярный в конце ХХ века. Именно тогда во время всеобщего кризиса переходной эпохи появился первый детектив Д. Донцовой «Крутые наследнички». Легкое ироничное отношение к жизни, юмор, оптимистичный финал, своеобразный герой-«недотепа» сделали жанр своего рода социальным
«антидепрессантом».
Под термином «иронический детектив» мы понимаем жанровую разновидность детектива, для которой характерно введение двух сюжетных линий: собственно расследования, большая доля успеха которого обусловлена не интеллектом главной героини, которая им занимается, а случаем, и линии ее личной жизни, наполненной бытовыми, нелепыми событиями. Для иронического детектива характерен принцип одновременного отождествления читателя с главной героиней и самоутверждающего дистанцирования, сочетание релаксирующей, рекламной и дидактической функций.
Н.А. Купина выделяет также следующие признаки данного жанра: 1) использование в тексте различных средств комического; 2) занимательность; 3) обращение к
«перевернутным» (алогичным) причинно-следственным отношениям, которые могут лежать в основе построения фабулы и определяют текстовую иронию; 4) тяготение к элементам бытовой коммуникации; 5) особая роль повествователя, выступающего субъектом иронической оценки (или самооценки) [3].
Особенности жанра иронического детектива рассматривались в работах В.
Черняк, М. Черняк, М. Кронгауза, Н. Веселовой, Е. Гушанской и др., однако фактор адресата в них отдельно не изучался. Между тем, для иронического детектива, как и всей массовой литературы, фактор адресата, то есть «эффективный учет особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие» [5], является ключевым, поскольку вся массовая культура имеет исключительно коммерческий товарный смысл.
В издательствах по особым методикам проводятся исследования, определяющие структуру реальной и потенциальной читательской аудитории. Как отмечает В. И.
Карасик, в обществе массовой культуры происходит «семиотическая инверсия: не явление порождает информацию, но конструируемая информация порождает явление»
[2]. Это обусловливает актуальность данной работы, цель которой выявить специфику фактора адресата иронического детектива.
Рассмотрим особенности целевой аудитории иронического детектива. Вслед за
Н. Д. Арутюновой используем термин «адресат», подчеркивая этим сознательную направленность речевого высказывания к неконкретному в данном случае лицу, которое может быть определенным образом охарактеризовано [1]. В среде критиков адресат иронического детектива – один из наиболее обсуждаемых вопросов. Они со свойственной им иронией моделируют образы читателей детектива: «Женщина средних лет, бывшего среднего достатка, бывшего средне-высшего образования» [4],
«И при этом она кровь от крови и плоть от плоти небогатых, несвободных и невостребованных пассажирок метрополитена, каждый будний день ездящих из дома на работу и с работы домой» [6].
Самое емкое, на наш взгляд, описание читательницы иронических детективов дает Н. А. Купина: «Это женщина, занимающаяся домашним хозяйством, следящая за


Каталог: sites -> mn2014 -> pdf -> d01
sites -> Дисциплины «Репутационный pr в сфере спорта»
sites -> 1. История создания языка С
sites -> Рабочая программа практики к ооп от
sites -> Газетная утка
sites -> Лосева Ю. (г. Саратов) Связи с общественностью в управлении кризисными ситуациями
d01 -> Влияние бренда на выбор потребителей
d01 -> Культурный продукт: к определению понятия
d01 -> Транзитная реклама в россии
d01 -> Формирование образа женщины в рекламе: корреляция креативных технологий и стереотипов сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница