На постсоветском пространстве



страница1/37
Дата10.07.2018
Размер0.84 Mb.
ТипБюллетень
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности

при Институте международного права и экономики

имени А.С.Грибоедова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

В ОБЛАСТИ КОММУНИКАЦИИ

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Материалы международного семинара



(Москва, 17 – 18 октября 2001 года)

ТРУДЫ

ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

Том V

Москва – 2002


Гл. редактор - Коростелева С.В.

Адрес редакции и издателя:

107066, Москва, ул. Спартаковская, 2/1, стр. 5.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)


Труды по интеллектуальной собственности. Том V. Региональные стратегии развития в области коммуникации на постсоветском пространстве. – 2002. - 136 с.

Бюллетень «Труды по интеллектуальной собственности» зарегистрирован Госкомпечати России 28.05.1999 года, свидетельство № 018878. Соучредители: Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, Федотов М.А.

 Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности – издание в целом, 2002 г.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА


Пятый том «Трудов по интеллектуальной собственности» включает материалы международного семинара «Региональные стратегии развития в области коммуникации на постсоветском пространстве», проведенного Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при участии Международной конфедерации журналистских союзов и Творческого центра ЮНЕСКО, а также Программы ТАСИС по интеллектуальной собственности.

Актуальность темы семинара для всех стран, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, предопределена тем, что они практически одновременно не только вступили в семью так называемых транзитных стран, но и приобщились к глобальному информационному обществу. На всем постсоветском пространстве ныне протекают в сфере коммуникации практически идентичные процессы (где-то – быстрее, где-то – медленнее), связанные с решением проблем, порожденных новыми информационными и коммуникационными технологиями и усугубленных тяготами переходного периода.

Противоречивость переходного периода, особенно наглядно проявляющаяся в сфере коммуникации, в значительной степени связана с тем, что сам по себе переходный период следует считать завершенным не только тогда, когда окончательно достигнуто именно то состояние, к которому объект совершал декларируемое целенаправленное движение. Он заканчивается и тогда, когда субъект перехода, окончательно приходит к совершенно иному состоянию либо возвращается к изначальному. В таком случае можно говорить о прекращении перехода, а следовательно, о разрыве трансформации.

Иными словами, переходный период можно уподобить состоянию неустойчивого равновесия, когда объект может (теоретически) свалиться в любую сторону. Причем, «сваливание» может явиться следствием относительно небольших, слабых воздействий – как внешних, так и внутренних. Подчеркнем, однако, что «свалиться» из состояния неустойчивого равновесия означает перейти к состоянию устойчивого равновесия, иными словами – к стабильности, которая, впрочем, может быть не только стабильным процветанием, но и стабильным бедствием.

Подчеркнем, что завершенность переходного периода должна означать обретение именно желаемого состояния устойчивого равновесия, а не только минование точки возврата. До завершения переходного периода в принципе возможно возвращение к изначальному режиму, поскольку все процессы еще протекают в условиях неустойчивого равновесия. Разумеется, по мере продвижения к концу переходного периода требуются все более мощные потрясения, чтобы повернуть процесс трансформации вспять или «вбок».

В качестве индикаторов, позволяющих судить о завершенности переходного периода, можно предложить следующие явления в сфере коммуникации, многие из которых уже наблюдаются в тех транзитных странах, которые успели дальше пройти по пути модернизации:



  1. преобразование государственных телерадиокомпаний в организации общественного вещания;

  2. разгосударствление и приватизация предприятий, составляющих материально-техническую базу массовой коммуникации;

  3. возрастание объема рынка рекламы до уровня, который является минимально достаточным для обеспечения самоокупаемости негосударственных систем коммуникации;

  4. принятие и внедрение законодательных мер предотвращения монополизации систем коммуникации, обеспечения их транспарентности и независимости;

  5. формирование устойчивых, авторитетных, способных к взаимодействию и эффективной саморегуляции структур гражданского общества в области коммуникации;

  6. установление справедливой и прозрачной системы государственной поддержки информационного, культурного и языкового плюрализма в сфере коммуникации и т.д.

Устойчивое развитие в сфере коммуникации ни в коем случае не может базироваться на превращении информационных систем в средства политического манипулирования. Получившие большое распространение в странах СНГ концепции так называемой «манипуляторной демократии» не только сильно переоценивают информационное и психологическое воздействие таких систем, но и кардинально противоречат принципам правового государства. По сути, речь идет о превращении средств коммуникации в своего рода власть, которая не будет подчиняться какому-либо демократическому контролю, в отличие, например, от законодательных органов, но будет послушно выполнять задачи, поставленные перед ней манипуляторами. Таким образом, уже не общество будет использовать системы коммуникации, а, наоборот, системы коммуникации, точнее, стоящие за ними силы и лица - будут использовать общество.

Подобный подход, в котором цинично игнорируются моральные ценности, ведет к вытеснению демократических институтов манипуляторными, а рыночных механизмов – мафиозными. Разумеется, он не имеет ничего общего с демократией, а значит с общецивилизационным вариантом развития общества и государства. В действительности же системы коммуникации не только не могут, но и не должны быть ветвью власти, поскольку в этом случае неизбежна борьба за влияние на них и через них. Их главная функция – обеспечивать информационное взаимодействие индивидов и их объединений, и тем самым способствовать формированию некоего консенсуса относительно базовых ценностей демократического общества. Именно наличие такого консенсуса составляет важнейшую предпосылку прочности гражданского общества и стабильности государства.

Правовые ресурсы достижения именно такого положения вещей, хотя далеко еще не исчерпаны, но все-таки имеют свои естественные границы, за которыми начинается сфера саморегуляции коммуникационного сообщества. С учетом трансграничности и непосредственности Интернета саморегулирование вырастает в серьезное средство защиты интересов человека и общества в сети. Более того, не будем забывать о чисто программных средствах защиты, когда роль правовой нормы берет на себя программный код.

Бесспорно, будущее правового регулирования в сфере коммуникации связано с развитием трансграничных цифровых сетей. Интернет стимулирует появление новой ментальности, характерной для нарождающихся сетевых сообществ и опирающейся на объективные процессы расширения выбора во всех областях – от политики до стиля жизни, вытеснения иерархических организаций сетевыми, вытеснения представительной демократии демократией непосредственного участия. В результате формируется мировоззренческая открытость, потребление все новой и новой информации становится насущной потребностью человека, а интерактивность дает ему средства для информационного действия, взаимодействия, противодействия. Именно в киберпространстве рождается Глобальный Человек, который легко и мгновенно пересекает границы, не задумываясь над тем, что переносится из одной правовой реальности в другую.

Интернет развивался так успешно потому, что правительства просто не понимали его значения, а когда поняли, то было уже поздно. И теперь власти во всем мире пытаются интегрировать механизмы правового регулирования в киберпространство. Так рождается международное Cyberspace Law, главным постулатом которого должно стать: то, что наказуемо вне сети (off-line), должно быть наказуемо и в сети (on-line). Только в этом случае Cyberspace Law не окажется построенным на принципах, противоположных тем, что складывались в юридической теории и практики многие тысячелетия.

В предлагаемом вниманию читателей пятом томе «Трудов по интеллектуальной собственности» подробно рассматриваются проблемы развития коммуникаций в контексте переходного периода, переживаемого странами региона. При этом мы стремились сохранить, где это было возможно, особенности стиля устной речи каждого из участников международного семинара.


Михаил ФЕДОТОВ

руководитель Кафедры ЮНЕСКО,

доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол

ОГЛАВЛЕНИЕ



ОТКРЫТИЕ СЕМИНАРА 8

Богданов В.Л., Председатель Союза журналистов России, председатель Международной конфедерации журналистских союзов 8

Шестаков В.И., программный специалист по культуре Московского бюро ЮНЕСКО 8

Козлов В.П., директор Федеральной архивной службы России 10

Близнец И.А., заместитель руководителя Российского агентства по патентам и товарным знакам 11

Джованни Кремонини, Представительство Европейской Комиссии в России 11



Федотов М.А., руководитель Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, Секретарь Союза журналистов России 12

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ 13

Кара-Мурза А.А., зав. отедлом социальной и политической философии Института философии РАН, доктор философских наук, профессор 13

Зверев С.А., Президент Компании развития общественных связей 20

Кашинский Ю.И., директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь, заместитель председателя межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь, член Координационного совета по информатизации государств-участников СНГ от Республики Беларусь; 24

Сатолина М.Н., зам. директора - начальник управления правовой информатизации Национального центра правовой информации Республики Беларусь 24

Лопатин В.Н., первый заместитель директора НИИ Генеральной прокуратуры, руководитель Академического Центра по оценке интеллектуальной собственности Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук 34

ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ 44

Шалахметов Г.М., председатель Межгосударственной телекомпании «Мир» 45

Семенов В.Г., председатель Кировской ГТРК "Вятка" 47

Меженная Э.Л., главный редактор «Городского телеканала» (г. Ярославль) 56

Богдан П.Д., исполнительный директор телекомпании «Гравис» (Киев) 59

Парфентьев Б. А., директор департамента международных отношений и обмена программами компании «Телерадио-Молдова» 60

ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ 61

Христочевский С.А., программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, кандидат физико-математических наук 61

Скуратов А.К., Заместитель директора Научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» 65

Козлов В.П., Директор Федеральной архивной службы России 83

Маркович М.А., Генеральный директор Творческого центра ЮНЕСКО 86

Высторобец А.И., Директор Гостелерадиофонда Российской Федерации, кандидат искусствоведения 87

Мазо В.Л., доктор технических наук, вице-президент Компании СЕРВЕР 91

Лобаденко Р.Н., заместитель директора телестудии «Окно» (ПроТВ) 96

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 97

Федотов М.А., руководитель Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, профессор 97

Близнец И.А., заместитель Генерального директора Роспатента, кандидат юридических наук, профессор 106

Титов А.П., заведующий научно-исследовательским сектором управления правовой информатизации Национального центра правовой информации Республики Беларусь, кандидат юридических наук 126

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ 134




Каталог: files -> docs
docs -> Отчет о выполнении Задания министерства образования и науки Самарской области
docs -> 1 Анализ и систематизация литературных и иных источников информации, в том числе действующих нормативных документов, регламентирующих организационные условия привлечения к массовому спорту лиц с ограниченными возможностями здоровья и
docs -> Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
docs -> Вопросы к зачету по дисциплине «Теория и практика рекламы»
docs -> Как организовать застолье


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница