Предмет: Психология



Дата14.01.2018
Размер70 Kb.
ТипЗадача


Стрекозова Арина Александровна

воспитатель МБДОУ № 89 г. Мурманска


«Развитие у дошкольников чувства цвета в процессе изобразительной деятельности»
Цвет участвует в создании любого образа воспринимаемых или представляемых человеком объектов, причем восприятие цвета принято относить к наиболее элементарным процессам, управляемым врожденными механизмами.

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

Русский художник В.В. Кандинский приписывал геометрическим объектам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонтальная линия ему виделась чёрной и тёплой; вертикальная – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зелёной; прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым.

В живописи давно является признанным, что цвет обладает максимальной степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку свести воедино значения некоторых цветов предпринял И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу». Так, жёлтый цвет производит тёплое впечатление и формирует благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие фигуры кажутся более удалёнными. Красному приписывается достоинство и серьёзность, но также прелесть и грация. При этом Гёте имел в виду только отдельные чистые цвета и не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

В.В. Кандинский предложил более развернутый взгляд на данную проблему. Он отмечал двустороннее воздействие цвета на человека. Изначально это физическое воздействие, когда глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает раздражение. Это впечатление неглубоко и быстро теряет силу, если речь идёт о привычных для человека предметах. Но и при низкой восприимчивости, цвет воспринимается по разному. Так, светлые краски больше привлекают глаз, чем тёмные. Ещё большей притягательной возможностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные подобным образом объекты воспринимаются ближе. В то же время светлый, но ядовитый цвет вызывает обеспокоенность, и глаз ищет отдых в холодном синем или зелёном.

Разногласия в вопросе о том, какой признак объекта является главным для его восприятия, остаются среди ученых и при анализе специфики чувственного познания объектов детьми дошкольного возраста.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.

Наряду с уже имеющимися представлениями о том, что ребенок эмоционально ориентируется на цвет предмета со слов взрослых, минуя собственное восприятие, имеет право на существование и иная точка зрения. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера, а также кратким историческим обзором развития человека. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами (например, голубое небо, яркая зелень), значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» неизменно возрастает. Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения. Темные - тревожными, несущими опасность.

В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне подтверждается тестами Люшера.

Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Однако ребенок, в силу того что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Рисуя, ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу без учёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочка может оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника. Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, а метла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла в первую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес.

Маленький рисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, он старается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушает правдоподобие. Дети могут нарисовать голубых цыплят, розовых собачек, разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». Часто закрашивают красками то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Небо и землю могут нарисовать в виде тонкой полоски.

Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы.

Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны.

Прежде всего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.

Художники привыкли считать основными три цвета - красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получать путем смешения наибольшее количество цветов. Но все-таки основными, главными цветами могут считаться четыре цвета - красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы: оранжевый (от orang — апельсин), фисташковый, лимонно-желтый и т. д.

Все эти цветовые характеристики интереснейшим образом воплощаются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет. Особенно детей увлекает гуашь. Быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с легкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма тоже очень индивидуальна. Малыши стараются крепко удержать кисть в руке, сильно нажимая на нее. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Иногда в загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы. Такие детские работы могут быть отобраны на художественные выставки. Постепенно ребенок овладевает навыками работы кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит. Цветовое звучание картины зависит от многих слагаемых: это и манера письма - кончиком кисти или всей плоскостью; качество и фактура кистей = жесткие, клеевые или мягкие, беличьи; в каком количестве набирается краска; сколько требуется воды для ее разбавления. Такими находками дети передают в живописной работе перспективу, светотень, блики. Для получения цветовых оттенков удобно использовать белила. Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог хотел бы рассказать. Педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания.



ЛИТЕРАТУРА





  1. Дубровская, И. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие / И.Дубровская – СПб.: Питер, 2015. – 158 с.

  2. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С.Комарова, А.В.Размыслова - М, 2005.

  3. Котенко, Л. В. Что мы знаем о цвете?: Курс развивающих занятий для дошкольников / Л. В. Котенко - М.: Книголюб, 2003. - 46 с.

  4. Русакова, Т. Цветовосприятие и позитивное отношение к миру / Т.Русакова, Т.Колесниченко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 36.


Каталог: resources
resources -> Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом
resources -> Данная глава посвящена изучению опыта России по либерализации внешней торговли и того эффекта, который торговая политика оказы
resources -> Руководство по маркетингу консалтинговых услуг
resources -> Об оценке регулирующего воздействия
resources -> Муниципальное учреждение дополнительного образования
resources -> Программа Aleo Flash Intro Banner Maker. Методическое пособие. Компьютерный практикум


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница