Проектирование целей процесса обучения



Скачать 166.33 Kb.
страница1/8
Дата03.04.2018
Размер166.33 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Проектирование целей процесса обучения

Проблемы проектировании целей образовательного процесса. Проектирование диагностично заданных целей. Способы постановки целей Таксономия педагогических целей в отечественной и зарубежной дидактике. Различные категории педагогических целей, относящиеся к когнитивной, области.. Деятельностный подход к проектированию целей обучения в ВУЗе Конкретизация целей учебного курса.


Проблемы проектировании целей образовательного процесса.

Работая на различных курсах повышения квалификации педагогов, мне пришлось убедиться, что вопрос о постановке педагогической цели и задач своего курса, отдельного раздела, конкретного занятия вызывает у слушателей существенный интерес. Действительно, одна из главных особенностей педагогической деятельности в том, что она всегда целенаправленна. И цель педагогического процесса всегда связана с развитием, обучением человека, с его совершенствованием.

Конечно, педагогических целей много, они разнообразны. Существуют цели, которые общество и государство ставит перед системой образования. В свою очередь в системе образования на каждой ступени цели своеобразны. Каждое образовательное учреждение, будь то вуз или школа, осуществляя педагогический процесс, движется к своей цели. И, наконец, преподаватель, учитель, задумывая и проводя конкретное занятие, обязательно ставит определенные цели.

Педагогическая цель сложна. Задумайтесь, что значит развивать человека? Сколько здесь можно выделить граней, аспектов? Современная философия, социология, психология утверждают, что человек – это существо био-, психо-, социально-, природно-космическое. Про каждого человека можно сказать, что он индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Великий советский психолог Б.Г.Ананьев говорил: «если личность – вершина развития человека, то индивидуальность – его глубина».

И все это должен помнить педагог? Как же тогда поставить цель конкретного занятия? И еще один важный вопрос: как определить, что она достигнута? Вот эти вопросы и будут обсуждаться в предложенном материале?

Прежде чем рассматривать проблему формулировки педагогических целей с учетом основных положений технологичного подхода к обучения, необходимо ответить на ряд вопросов:



  • Какой смысл мы вкладываем в понятие «педагогическая цель», «цель обучения»?

  • Как появляются педагогические цели? В каких нормативных документах они зафиксированы?

  • Почему говорят, что четко поставленная цель – это начало и конец процесса обучения?

  • Что Вы можете сказать о степени конкретизации целей обучения, сформулированных в ГОСе по специальности, в рамках которой Вы преподаете свои дисциплины?

  • Считаете ли Вы, что преподавателю необходимо формулировать цели занятия? Почему?

Методологическими основами целеопределения выступают социальные и государственные заказы, образовательные стандарты и результаты маркетинговых исследований потребностей в специалистах с высшим образованием.

На практике разработчиками конкретных целей обучения оказываются преподаватели. Однако преподаватели заняты параллельно многими видами работ (научными, методическими, воспитательными, организационными). Кафедра вуза напоминает натуральное хозяйство, где каждый занят всем. Разделение труда прогрессивное. Проектирование обучения — это особая профессия —работа проектировщика и конструктора в педагогике. В технике есть конструкторское бюро и проектные институты, в педагогике — нет.

Профессиональная разработка технологий обучения подняла бы их на более высокий уровень. Итак, необходим профессионализм в определении целей учебных дисциплин, ориентация на кадровый заказ, опора на педагогические науки, всероссийский или межвузовский уровень разработок.

Наиболее продуктивным подходом к целеопределению на сегодняшний день может стать путь исследовательский, при котором должна быть изучена будущая жизнедеятельность выпускников данного учебного заведения в 3-5-летней перспективе и на этой основе назначены все доступные нам сегодня диагностичные цели образования. Почему в 3—5-летней перспективе?

Во-первых, потому, что жизнедеятельность общества в течение этого срока остается относительно стабильной и поддается прогнозированию. Во-вторых, деятельность выпускника учебного заведения в течение этого периода еще опирается на знания, почерпнутые в учебном заведении. Позже их начинает развивать и замещать опыт, приобретенный из среды. Наконец, в-третьих, к концу этого периода начинается естественный профессиональный рост молодого специалиста и его продвижение по иерархической служебной лестнице, сопровождаемое различными формами дальнейшего образования.


Каталог: files
files -> Твардовский александр сергеевич
files -> Маркетинговые коммуникации
files -> Не пропустите! Долгожданное событие для event-специалистов!
files -> Программа дисциплины по специальности 032401. 65 Реклама Владивосток Издательство вгуэс 2014 ббк учебная программа по дисциплине «Эстетика рекламы»
files -> Высшая школа бизнеса и менеджмента продолжает прием на программы профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня Ма
files -> Статус в социальной сети как носитель рекламной информации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница