Программа учебной дисциплины основы теории коммуникации направление подготовки 030600 «Журналистика»



Скачать 221.21 Kb.
страница1/2
Дата13.04.2018
Размер221.21 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________________

Ю.М.Ершов
"30" января 2012 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Направление подготовки

030600 – «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Томск, 2012


1. Цели освоения дисциплины
Охарактеризовать на уровне теоретических обобщений феномен коммуникации, структуру взаимодействия СМИ и аудитории; расширить понимание природы журналистики как социального института, системы средств массовой информации, рода общественной практики и типа творческой деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 030600. – «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Введение в специальность», «Основы теории журналистики», «Система СМИ», «Основы творческой деятельности», «Социология журналистики», «Психология журналистики», «Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ», а также «Политология», «Философия», «Культурология».

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение профессиональных особенностей такой области человеческой деятельности как журналистика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные теоретические концепции теории коммуникации в зарубежной и отечественной исследовательских традициях; понимать структуру взаимодействия СМИ и аудитории, характер коммуникационных связей в обществе как информационно-знаковых, природу журналистики как социального института, системы средств массовой коммуникации, рода общественной практики и типа творческой деятельности; понимать природу современного информационного общества.

Уметь: использовать теоретические знания в анализе текущих коммуникационных процессов в обществе и журналистике, а также в совершенствовании профессионального мастерства; базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности.

Владеть: основными методологиями исследования коммуникативных процессов обществе и журналистике; навыками профессиональной рефлексии; основными методами и приемами исследовательской и практической работы в целях грамотной подготовки рефератов, докладов, сообщений по темам курса.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 – «Журналистика».

а) общекультурные (ОК):

– способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

б) профессиональные компетенции (ПК):

– понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

– понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

– ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

– понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения социальных функций (ПК-4);

– понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15);

– понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);

– ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);

– осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

– знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

– знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).


4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_ зачетные единицы, __72__ часа.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Теория коммуникации и журналистика: тематика и проблематика курса

Место и роль курса в процессе профессиональной подготовки журналиста. Преподавание теории коммуникации в России и за рубежом. Состояние коммуникативистики в отечественной и зарубежной исследовательских традициях. Смена культурной парадигмы и типа ментальности в современной ситуации «промежутка» (Ю. Тынянов). Специфика коммуникативных процессов в журналистике, коммуникативная миссия журналистики в постиндустриальном обществе и саморефлексия профессионального сообщества.


Тема 2. Исследования коммуникации. Основы теории

Объект и предмет теории коммуникации. Понятие коммуникации, его этимология и эволюция значения. Природа и структура коммуникационного процесса.


Тема 3. Исследования массовой коммуникации как раздел коммуникативистики

Сущность и специфика массовой коммуникации. Подходы к исследованию массовой коммуникации. Структурные уровни массовой коммуникации как процесса. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Разделы исследований массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Марксистское и немарксистское понимание понятия «массовый». Функции массовой коммуникации.


Тема 4. Нормативные теории массовой коммуникации в зарубежной традиции

Предмет нормативных теорий. «Four Theories of Press» Ф. Зиберта, Т. Петерсона, У. Шрамма: авторитарная теория, либертарианская теория, теория социальной ответственности, теория советских медиа. «Agents of Power: The Role of the News Media Systems» Э. Альтшуля: рыночная модель, марксистская модель, развивающаяся модель. Теории медиа для развития и демократического участия (партиципаторная теория) Д. Маккуэйла. Современные представления о социальной ответственности журналиста в зарубежной традиции. Этические принципы журналистики в отечественной теории и практике.


Тема 5. Теоретическая эволюция зарубежной социологии массовых коммуникаций и массового сознания

Три фазы развития социологии массовых коммуникаций в зарубежной традиции. Отравные точки и логика теоретической эволюции. Критика идей всемогущества массовых коммуникаций и противоположности массового и культурного (элитарного) сознания. Франкфуртская школа, «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно. «Пробы» М. Маклюэна. Современные теоретические подходы к массовым коммуникациям.


Тема 6. Теоретические концепции массовой коммуникации в аспекте аудитории. Аудитория средств массовой коммуникации

Два вектора процесса массовой коммуникации. Воздействие средств массовой коммуникации на аудиторию. Теории неограниченного влияния. Концепция «атомизма». «Теория магической пули» Г. Лассуэлла, теории пропаганды, идеи У. Липпманна и их критика. Теории ограниченного влияния. Модель двухступенчатой коммуникации П.Ф. Лазарсфельда. Исследования У. Шрамма, Дж. Клэппера и др. Система промежуточных факторов и явлений, опосредующих воздействие средств массовой коммуникации. Воздействие аудитории на средства массовой коммуникации. Теория активной аудитории. Основные положения подхода к активности аудитории Д. Андерсона и Дж. Шонинга. Взгляды на активность аудитории в отечественных исследованиях, Е. Кац, Д. Блумлер, М. Гуревич. Характеристики активной аудитории Ф. Биоссы. Модели массовой коммуникации: линейная, интерактивная, трансакционная.


Тема 7. Тенденции информационного (постиндустриального) общества

Понятие информационного (постиндустриального) общества. Теории эволюции человечества (цивилизации). Роль информации в современном мире. Становление глобального информационно-коммуникационного пространства. Технологическая и гуманитарная составляющие информационных технологий. Кризис информации. Понятие телекоммуникаций, их сферы и функции. Трансформации культуры, типа мышления и языка. Феномен Интернета и аудиовизуальных средств массовой коммуникации, их роль в современных социокультурных процессах. Информационное (постиндустриальное) общество и постмодернистская парадигма культуры. У. Эко о гуманистическом потенциале глобального информационного пространства. Программы развития телекоммуникаций в развитых странах, их цель и значение.


Тема 8. Теория дискурса и дискурс журналистики

Понятие дискурса. Типы дискурсов: обиходный, официальный, образовательный, научный, политический, публицистический, религиозный, эстетический и т.д. Структура дискурса. Понятие высказывания. Понятия интенции и коммуникативной стратегии. Коммуникативная актуальность высказывания, информационный и интенциональный аспекты. Понятия текста и жанра. Коммуникативные и текстуальные признаки жанра. Субъекты дискурса, дискурсные роли. Дискурсогенные факторы: общность, тема, коммуникативные стратегии. Проблема интертекстуальности, полидискурсивности и интердискурсивности. Многофакторная модель дискурса. Концепции М.М. Бахтина, М. Фуко, Ц. Тодорова, В.И. Карасика и др. Интерперсональные и институциональные начала в современной журналистике. Журналистика как поле максимальной интердискурсивности. Дискурсный анализ в журналистике.


Тема 9. К проблеме объективности журналистских сообщений

СМИ как объект нормативных ожиданий. Принцип «отражения». Взаимоотношения в системе «реальность – источник – журналист (коммуникатор) – общество» как механизм формирования значений, составляющих «информационную картину». Факторы, препятствующие объективности. Внешние (очевидные) факторы: влияние групп интересов и т.д. Скрытые (неочевидные) факторы: источник, общественные предпочтения, журналист, организация производства сообщений, ограничения жанров и т.д. Объективность как стратегический императив.


Тема 10. Миф и мифологическое: к вопросу об определенных закономерностях массового общества, культуры и коммуникации

Символическая политика в современных социальных коммуникациях. Функции символа в структуре массового (мифологического) сознания. Миф как форма познания действительности. Миф и мифологическое в осмыслении аналитической психологии. Идеи К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном, архетипах, инстинктах и символах, обстоятельствах актуализации мифа, психологии творческого процесса.


Тема 11. Принципы исследования публицистики на современном этапе. Методология коммуникативистики в журналистских исследованиях

Современное состояние науки о публицистике. Типология подходов к пониманию публицистики и публицистичности. Генезис публицистики как типа высказывания. Публицистичность как свойство мышления. Коммуникативная природа публицистики, автор и адресат. Публицистика как факт коммуникации и знаковая система. Существо предмета публицистики и критерии его выделения. Теоретико-методологические ресурсы коммуникативистики и семиологии в исследованиях журналистики как социального института, способа общественной деятельности и типа творчества.




п/п


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Ведение мониторинга в сфере физической культуры и спорта
2014 -> Разработка и применение количественных моделей распространения новых информационных технологий
2014 -> Вопросы для самостоятельной работы по дисциплине «Маркетинговые исследования и консалтинг»
2014 -> Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией
2014 -> Литература 013 г. Ю с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Рекламные технологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница