Семинар для педагогов. «Цвет в нашей жизни»



Скачать 278.04 Kb.
страница1/14
Дата14.01.2018
Размер278.04 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Семинар для педагогов.
«ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
План:


    1. Сосуд (арттерапевтическое упражнение)

    2. Психология цвета. Теория восприятия

    3. Темперамент и цвет

    4. Игра в цвета

    5. Психотерапевтическое воздействие цвета.

    6. Совместное составление рекомендаций для родителей и педагогов.

    7. Музыка и цвет

    8. Притча о шляпнике.

    9. Горячий шар.

Составлен:
Педагогом-психологом Губановой Н.В.

Ход семинара:



1. Заполним сосуд краской. Материалы: Кисть, краски, силуэт вазы, стаканчик, салфетка.

2. Психология цвета. Теория восприятия

Цветовое зрение

        цветное зрение, цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Видимая часть спектра включает излучения с разной длиной волны, воспринимаемые глазом в виде различных цветов. Ц. з. обусловлено совместной работой нескольких светоприёмников, т. е. фоторецепторов (См. Фоторецепторы) сетчатки разных типов, отличающихся спектральной чувствительностью. Фоторецепторы преобразуют энергию излучения в физиологическое возбуждение, которое воспринимается нервной системой как различные цвета,         Основы современных представлений о Ц. з. человека разработаны в 19 в. английским физиком Т. Юнгом и немецким учёным Г. Гельмгольцем в виде т. н. трёхкомпонентной, или трихроматической, теории цветовосприятия. Согласно этой теории, в сетчатке глаза человека имеются три типа фоторецепторов (колбочковых клеток (См. Колбочковые клетки)), чувствительных в разной степени к красному, зелёному и синему свету. Однако физиологический механизм цветовосприятия позволяет различать не все излучения. Так, смеси красного и зелёного в определённых соотношениях неотличимы от жёлто-зелёного, жёлтого и оранжевого излучений; смеси синего с оранжевым могут быть уравнены со смесями красного с голубым или с сине-зелёным. У некоторых людей наследственно отсутствует один (см. Дальтонизм) или два светоприёмника из трёх, в последнем случае Ц. з. отсутствует.

         Ц. з. свойственно многим видам животных. У позвоночных (обезьяны, многие виды рыб, земноводные), а из насекомых у пчёл и шмелей Ц. з. трихроматическое, как и у человека. У сусликов и многих видов насекомых Ц. з. дихроматическое, т. е. основано на работе двух типов светоприёмников, у птиц и черепах, возможно, — четырёх. Для насекомых видимая область спектра смещена в сторону коротковолновых излучений и включает ультрафиолетовый диапазон. Поэтому мир красок насекомого существенно отличается от нашего.

         Основное биологическое значение Ц. з. для человека и животных, существующих в мире несамосветящихся объектов, — правильное узнавание их окраски, а не просто различение излучений. Ц. з. — важный компонент зрительной ориентации животных. В ходе эволюции многие животные и растения приобрели разнообразные средства сигнализации, рассчитанные на способность животных-«наблюдателей» воспринимать цвета. Таковы ярко окрашенные венчики цветков растений, привлекающие насекомых и птиц — опылителей; яркая окраска плодов и ягод, привлекающая животных — распространителей семян; предупреждающая и отпугивающая окраска ядовитых животных и видов, им подражающих; «плакатная» раскраска многих тропических рыб и ящериц, имеющая сигнальное значение в территориальных взаимоотношениях; яркий брачный наряд, носящий сезонный или постоянный характер, свойственный множеству видов рыб, птиц, пресмыкающихся, насекомых; наконец, специальные средства сигнализации, облегчающие у рыб и птиц взаимоотношения между родителями и потомством.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ЦВЕТА.

Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние (такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык. Новые названия пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.



Алый - в тюркских языках значит «розовый», «светло – красный», «красный». Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы «А» имеют тюркскую основу).

Багровый и багряный. Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.

Бордовый - произносится от бордо в значении «темно – красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, «темно – красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и звучно сказать «бордо».

Голубой - этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.

Желтый. Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, «золотой» будет желтас, первичным значением тут было, видимо, «желто – блестящий».

Зеленый - того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.

Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское «Маленькая корочка» (от кора).

Красный. Алый цвет, по–видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое – красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас – входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько по-разному в говорах. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.



***

Индивидуальность восприятия цветовых композиций впоследствии была обоснована в работах немецкого психолога М. Люшера, который обосновал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) человека в момент взаимодействия с объектом может влиять на его отношение к однoму и тoму же цвету

Каталог: uploads -> doc
doc -> Методические указания по выполнению самостоятельной работы являются частью учебно-методического комплекса по оп. 09 Мерчендайзинг
doc -> Порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования
doc -> Крылов Андрей, консультант по маркетинговым коммуникациям и рекламе
doc -> Крылов Андрей, консультант по маркетингу и рекламе
doc -> Правила создания рекламных слоганов. Слоганы о Сургутском нефтяном техникуме
doc -> Лекция №1 план работы: I. Фриланс
doc -> Правила Обычаи Нормы ос общество в современной социологии это все разумные существа на планете люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру
doc -> Психологическая экспертиза рекламных сообщений
doc -> Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии
doc -> Покрутить барабаны игровых автоматов без регистрации можно прямо сейчас


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница