Социально-психологические характеристики модели позитивного имиджа руководителя образовательного учреждения



Скачать 303.96 Kb.
страница1/9
Дата19.07.2018
Размер303.96 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Социально-психологические характеристики модели позитивного имиджа
руководителя образовательного учреждения

Е.П. Сухарева, соискатель кафедры управления развитием школы ФПКиППРО МПГУ






В
современной российской науке «имидж» стал предметом социального интереса и научно-психологического исследования в середине 80-х гг. века. Повышенный интерес к проблеме имиджа вызван изменениями социально-экономических условий жизни общества в конце XX века, развитием в стране рыночной экономики, составляющими которой являются конкуренция и борьба за рынки сбыта, что в свою очередь привело к бурному развитию PR-технологий, практического имиджмейкинга, дизайна и других прикладных направлений, связанных с продвижением товаров и услуг в условиях конкуренции.

Проблема формирования имиджа руководителя является недостаточно разработанной в отечественной науке, особенно в сфере образования. Социально-психологические условия стихийного формирования позитивного имиджа руководителя образовательного учреждения до сих пор не были предметом исследования ученых.

Основной задачей наших исследований стала разработка эмпирической модели имиджа руководителя образовательного учреждения и выявление ее основных структурных компонентов. Исследование проводилось с 2004 г. по 2006 г. на базе ФПК кафедры Управления развитием школы МПГУ и на базе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов. В нем приняли участие: на первом этапе (2005–2006 уч. гг.) – 51 человек; на втором этапе (2006–2007 уч. гг.) – в группе реципиентов (менеджеров образования) – 80 человек, в группе студентов финансово-экономического факультета Всероссийской государственной налоговой академии (будущих управленцев) – 80 человек. В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос, анкеты, методы экспертной оценки и математической статистики. Для получения экспериментальной модели имиджа и изучения ее основных структурных компонентов был выбран метод фокус-групп, полученные данные обрабатывались контент-анализом.

Создание образа идеального руководителя – это только первый шаг на пути к созданию модели имиджа руководителя образовательного учреждения. Вторым шагом является восприятие и оценка данного образа с точки зрения слушателей кафедры Управления развитием школы ФПК МПГУ. Целью исследования явилось выявление у респондентов приоритетных составляющих имиджа руководителя современного образовательного учреждения в условиях динамики развития общества. Обозначились следующие задачи: подбор литературы по изучаемой теме; составление анкеты, направленной на выявление ожиданий групп в отношении модели имиджа руководителя образовательного учреждения; анкетирование с целью выявления тех качеств руководителя, которые определяют его имидж и тех составляющих имиджа, которые характеризуют реально существующих управленцев; количественный и качественный анализ полученных данных.

В качестве объекта исследования выступила учебная группа 177-го потока кафедры Управления развитием школы ФПК МПГУ.

Участникам анкетирования была предложена разработанная ранее схема экспертной оценки имиджа руководителя, позволяющая выявить приоритетные составляющие имиджа. Для проведения конкретного исследования, связанного с изучением особенностей формирования имиджа руководителя образовательного учреждения, требуется набор личностных характеристик, соответствующий специфике рассматриваемой темы.

В этой работе использованы данные, полученные в исследованиях И.Т. Дубова, С.Р. Пантелеева и В.М. Шепеля.

Участникам предлагалось перечислить те качества руководителя, которые, по их мнению, являются главными составляющими имиджа.

Была выбрана группа людей, имеющая отношение к образовательной системе, желающая участвовать в исследовании.

Предварительно проводилась беседа о необходимости создания модели имиджа руководителя образовательного учреждения. Участникам раздавались листочки, на которых они должны были написать те характерные черты руководителя, которые, по их мнению, являются наиболее важными составляющими заданного имиджа.

Полученные результаты подвергались количественному и качественному анализу. Данные анкетирования были обработаны, подсчитаны средние оценки по всем качествам. Каждое составляющее отмечалось одним баллом.

В первом этапе исследования (2005–2006 уч. гг.) участвовал 51 человек.

По результатам исследования эмпирическая модель имиджа содержит в себе такие структурные компоненты, как: внешний облик руководителя (76%), коммуникативность (53%), профессионализм (45%), интеллект (29%), авторитет руководителя (27%), ораторские способности (25%), стиль поведения (27%), манеры (22%).

Модель – это изоморфный аналог реального прототипа, при котором структуры модели и практики взаимно однозначно соответствуют друг другу. Эмпирическая модель имиджа руководителя образовательного учреждения содержит в себе структурные компоненты общего характера, относящиеся к имиджу любого руководителя.

На основе полученных данных пилотажного исследования была составлена анкета «Приоритетные составляющие имиджа руководителя образовательного учреждения», выявлены наиболее значимые компоненты имиджа.

Респондентам, а это: студенты 1 курса финансово-экономического факультета Налоговой академии (будущие управленцы) – 80 человек и слушатели кафедры Управления развитием школы ФПК МПГУ (реальные управленцы) – 80 человек, была предложена анкета, в которой перечислены составляющие имиджа руководителя образовательного учреждения. Каждому участнику опроса необходимо было оценить (в баллах) наиболее приоритетные компоненты имиджа. Студенты (будущие управленцы) отдали предпочтение: целеустремленности (750 баллов – 1 место); уверенности в себе (742 балла – 2 место); высокому уровню интеллекта (733 балла – 3 место); преданности делу (724 балла – 4 место); стремлению самосовершенствоваться (715 баллов – 5 место); доступности в общении (703 балла – 6 место); хорошей памяти, вниманию (700 баллов – 7 место).

Реальные управленцы сочли наиболее важными: готовность принимать ответственность на себя (823 балла – 1 место); преданность делу (740 баллов – 2 место); целеустремленность (724 балла – 3 место); стремление самосовершенствоваться (711 баллов – 4 место); наличие лидерских качеств (702 балла – 5 место); высокий уровень интеллекта (699 баллов – 6 место); умение объективно оценивать людей (697 баллов – 7 место).

Слушателям курса УРШ было предложено оценить имидж своих руководителей, присвоив каждому составляющему определенное количество баллов. Подведя итоги, мы убедились, что важнейшими компонентами в оценке имиджа руководителя образовательного учреждения являются: преданность делу (40 баллов – 1 место); достойный внешний вид (39 баллов – 2 место); доступность в общении (33 балла – 3 место); наличие лидерских качеств (31 балл – 4 место); уверенность в себе (30 баллов – 5 место); стремление самосовершенствоваться (29 баллов – 6 место); готовность делегировать обязанности другому (27 баллов – 7 место).

Подводя итоги анкетирования, можно отметить, что при построении модели имиджа руководителя образовательного учреждения будущие управленцы (студенты) отдают предпочтение социальным (3634 балла) и психологическим (1433 балла) составляющим, впрочем, так же как и слушатели ФПК (реальные управленцы): социальный фактор – 4397 баллов (1 место), психологический – 699 баллов (2 место). И те, и другие респонденты почему-то обходят стороной биологический фактор. Правда, при оценке своего руководства слушатели ФПК биологическому фактору отводят 2 место (39 баллов), а социальному – 1 место (190 баллов).

Результаты нашего исследования позволили утверждать, что в массовом сознании сложился стереотипный образ руководителя образовательного учреждения, который отражает характеристики данной личности с точки зрения его профессионализма, делового общения, высокого уровня интеллекта, внешнего облика и манер поведения.

Имидж «реального» руководителя образовательного учреждения отличается от стереотипной модели более высокими оценками настоящего профессионализма и более низкими баллами, оценивающими человекоцентристскую направленность в работе с коллективом.

Выявлено, что важнейшим условием формирования позитивного имиджа руководителя образовательного учреждения является развитие таких его качеств, как: высокая социальная зрелость, целеустремленность, ориентация на социальную значимость труда и на межличностные отношения в коллективе, на дипломатичность, коммуникабельность, высокую стрессоустойчивость, стремление самосовершенствоваться, готовность к риску, достойный внешний вид.








Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница