Современных законов речевого общения



Скачать 103.04 Kb.
страница1/5
Дата10.07.2018
Размер103.04 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Т. В. Игнатович инск)
ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ

СОВРЕМЕННЫХ ЗАКОНОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Эффективность коммуникативного воздействия участников речевой ситуации обеспечивается знаниями современных законов речевого общения, которые основываются на законах классической риторики и принципах диалогизации речевого общения.
Современное информационное общество, предлагая новые технологические модели получения и передачи информации, обращается вновь к законам традиционной эффективной коммуникации, которые сохраняют свою актуальность и в условиях "технологической" структуры современных дискуссионных связей, обеспечивающих соотнесенность и адекватность информационного пополнения коммуникативных отношений.

Все четыре общериторических закона, которыми овладевают студенты в процессе изучения риторики, связаны между собой одной целью – необходимостью учета "фактора адресата" в речевой ситуации: речевое общение между ораторами и слушателями должно рассматриваться как взаимодействие равноправных участников, лиц активных и деятельных.

1. Первый и главный закон современной риторики – эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

В процессе работы, направленной на формирование у студентов умений, необходимых для усвоения первого закона эффективного речевого общения,  диалогического взаимодействия участников речевой ситуации – возникают вопросы психологического характера: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать и др.

"Психологическая культура оратора,  по утверждению Н. А. Михайличенко,  заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию речи, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использовать" [1, с. 55].

Решению вопросов, касающихся психологической культуры оратора, помогают знания, отражающие закономерность психической деятельности человека, усвоенные студентами-филологами в процессе изучения психологии. Понятие внимания является ключевым в психологии речевого общения. Однако устойчивость внимания зависит от объема и разнообразия информации, соответствия ее интересам аудитории, и, чтобы сформировать у студентов умение удерживать внимание слушателей, мы в практике обучения использовали разнообразные композиционные, коммуникативно-речевые и методические приемы. Например, широко известные:



  1. риторические композиционные средства активизации внимания слушателей: интригующее начало (начальная пауза, которая необходима, чтобы сконцентрировать внимание аудитории, заинтересовать и подготовить ее к восприятию речи), оглашение и развертывание тезиса; вопросно-ответный ход рассуждения, контрастное сопоставление аргументов, экспрессивное заключение;

  2. коммуникативно-речевые средства: использование литературных образцов, цитат, крылатых выражений, разностилевой, экспрессивной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов и стилистических фигур речи), возможностей интонации (изменений высоты голоса и темпа речи);

  3. методические средства: выделение основных частей в тексте речи; полемический характер изложения; зрительный контакт с аудиторией; использование наглядности (таблиц, схем) и компьютерных средств; обращения к аудитории во время общения для возобновления внимания и др.

Приведем пример схемы взаимодействия оратора и аудитории (рис. 3), которые составляют студенты для использования в качестве средств подготовки выступлений.
Взаимодействие оратора и аудитории


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа по дисциплине теория и практика паблик рилейшнз специальности переподготовки 1-23 02 74
123456789 -> Магистерской работы: «Разработка стратегии вывода лицензионного бизнес-издания «Forbes» на рынок Республики Беларусь. Содержит 10 страницы текстового материала, таблиц, иллюстраций, 10 приложений, библиография составляет 46 названий
123456789 -> Составление анкеты для проведения опросов
123456789 -> Статья. Учредитель и издатель: ООО «Промкомлекс»
123456789 -> Залесский Борис Леонидович
123456789 -> Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве
123456789 -> Фирменный стиль учреждения образования как элемент корпоративной культуры
123456789 -> Продвижение бренда в сети интернет с помощью инструментов интернет-маркетинга


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница