Учебная программа «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»



страница1/9
Дата17.02.2018
Размер0.49 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  1. Пояснительная записка


Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» разработана в соотнесении с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11—15 лет.

Мотивационно-смысловая составляющая в жизни подростков, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск, в настоящей программе поддерживается операционно-техническим компонентом развития в форме учебных исследований. Одновременно с этим у подростков оформляются способности к планированию и проектированию собственной деятельности, в том числе, и учебной, построению жизненных планов во временной перспективе. Эта тенденция развития поддерживается операционнотехническим компонентом развития в форме учебного проектирования.

Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, школа способствует воспитанию у подростков самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве школы продуктивного социального контекста данных видов деятельности.

В организационно-педагогическом плане1 это решается через согласование целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с личностными и социальными мотивами школьников2.

В предметно-организационном плане это решается через увязывание между собой исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй - используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает учащихся к процедурам исследовательской деятельности.

При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ- проектировании и т.д.

Решение этих задач предполагает задействованность потенциала всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:


  • основного образовательного процесса;

  • внеурочной деятельности;

  • дополнительного образования;

  • самообразования.

Одновременно с этим предполагается организационное и содержательное согласование междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» с Программой развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, Программой формирования ИКТ-компетентности обучающихся, программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом», Программой воспитания и социализации обучающихся.

В организационно-управленческом плане реализация междисциплинарной (интегративной) учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предполагает целеполагание и планирование на уровне общих ожидаемых результатов; координацию совместных усилий всего педагогического коллектива. Координатором общешкольной программы может выступать научный руководитель школы, кто-либо из административно-методических работников, руководитель творческой группы учителей.

Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» включает в себя разделы, посвященные ожидаемым образовательным результатам; анализу особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности в подростковой школе; формам организации образовательного процесса, процедурам оценки образовательных результатов.
2. Планируемые образовательные результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей2.



В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся продуктивно действовать в логике учебно-исследовательской деятельности, входят умения3:

  • проанализировать научное исследование по представленному описанию - указать проблему, указать используемые способы и средства проведения исследования, указать перечень полученных научных результатов;

  • по представленному описанию несложного эксперимента выделить наблюдаемый эффект, предложить объяснение наблюдаемого явления (свойства), перечислить бытовые ситуации, где наблюдается подобное явление, указать ситуации, где данная закономерность (или закон) используется для решения тех или иных человеческих нужд, назвать технические изобретения, которые были сделаны с использованием закона, проиллюстрированного в опыте;

  • формулировать вопросы познавательного характера по поводу объекта (явления, события), относящегося к той или иной области научного знания;

  • понимать смысл предлагаемых к обсуждению проблемных ситуаций, самостоятельно формулировать проблемный вопрос по предложенной проблемной ситуации;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;

  • иметь опыт использования исследовательских методов - наблюдения, опытов, экспериментов (естественнонаучные методы); опросов, сравнительных описаний, интерпретации фактов (методы социальных и исторических наук); методов исследования математических объектов (методы точных наук); формулировать перечень исследовательских процедур по схеме «Как бы я изучал данный объект (явление, событие).

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся в дальнейшем самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, входят умения4:

  • реконструировать текст параграфа учебника как результата ранее проведенного научного исследования - выделить познавательный (исследовательский) вопрос, на который отвечает параграф учебника, перечислить исследовательские процедуры, при помощи которых были получены знания, представленные в параграфе, самостоятельно провести демонстрационные эксперименты (в случае естественнонаучного исследования), подтверждающие справедливость представленных выводов;

  • проводить собственное исследование, а именно - самостоятельно определить цель исследования; при исследовании, опирающемся на теоретические положения - сформулировать гипотезу исследования; спланировать этапы исследовательской работы и выбрать необходимый инструментарий; оформить результаты; представить результаты исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования;

  • использовать методы математического моделирования при исследовании жизненных явлений.

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся продуктивно действовать в логике проектной деятельности, входят умения5:

  • планировать собственные действия по достижению конкретного результата в текущей деятельности,

  • по представленному описанию реального проекта восстанавливать логику и последовательность реализации социального (инженерного, творческого, инновационного) проекта, а именно - реконструировать образ ситуации, которую меняли\преобразовывали разработчики\реализаторы проекта, выделить перечень решаемых задач, обозначить полученные продукты и описать возникшие социокультурные эффекты.

  • оценивать ситуацию в классе, в школе, др. социальной группе, с точки зрения ее сильных и слабых сторон; формулировать взвешенные предложения по локальному улучшению ситуации;

  • осознанно выбрать тип профильного обучения в старшей школе.

  • задумывать, планировать и реализовывать проект социальной и иной направленности с оценкой необходимых ресурсов для его реализации и возможных рисков;

В перечень планируемых к освоению умений, позволяющих учащимся в дальнейшем самостоятельно осуществлять проектную деятельность, входят умения6:

  • осмысленно читать публицистические и иные тексты, касающиеся проблем социальноэкономического развития территории (например, той, где живет учащийся), выделять проблемы, формулировать идеи и предложения по их решению, с оценкой их возможных последствий;

  • оценивать ситуацию собственной жизни в контексте социо-культурных обстоятельств, предлагать варианты по улучшению ситуации;

  • ставить задачи по собственному саморазвитию и самосовершенствованию, сформировать план развития того или иного собственного качества;

  • сформировать собственную образовательную программу дополнительного образования в течение следующих двух лет в соответствии с выбранным профилем обучения и будущим профессиональным обучением.


3. Базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В общепедагогическом плане деятельностный подход в настоящей программе понимается как подход, в соответствии с которым именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования

В рамках этого же подхода определена структура деятельностей и нормы их освоения. Здесь важны следующие этапы: открытие норм исследовательской и проектной деятельности, освоение норм, использование норм.

Открытие и освоение норм исследовательской и проектной деятельности, а так же проведение учебных исследований и реализация проектов в рамках деятельности образовательного учреждения осуществляются:



  • в ситуациях, специально спроектированных педагогом в рамках урочной и внеурочной деятельности;

  • в пространстве клубных детско-взрослых сообществ, ориентированных на совместную исследовательскую или проектную деятельность (внеурочная деятельность и дополнительное образование);

  • через участие подростков в исследованиях и проектах, проводимых взрослыми людьми в соответствии с собственными целями и задачами (дополнительное образования и самообразование);

  • самостоятельно самими учащимися.


3.1. Проектная деятельность

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного среднего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов.

В дополнение к данной типологии в настоящей программе используется типология «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9 класс). Данная типология задает возрастную динамику освоения норм исследовательской и проектной деятельности.

Проект-проба (5-6 классы)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре. Данная деятельность учащихся является проектной и направлена на открытие и освоение норм производственной и проектной деятельности

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются - изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; поставленный в группе танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты.

Для инициации проектной деятельности у младших подростков необходимы:



  • конкурсная поддержка подобных инициатив (например, конкурс моделей, конкурс классных рукописных книг и т.д.);

  • наличие в школе презентационных инфраструктур (например, постоянной выставки творческих работ), коллекционирующих продукты деятельности учащихся.

Для институционализации проектной деятельности необходимо:

  • запустить процедуры конвертирования результатов проектной деятельности в оценки основного образовательного процесса;

  • преодолеть доминирование классно-урочной системы и легализовать иные формы организации образовательного процесса - погружения, мастерские и др.

Существенным условием появления у младших подростков проектных инициатив является стиль взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, доброжелательный авторитет взрослого побуждает школьников продолжить начатую работу на уроках посредством реализации проектных замыслов.

Для того, чтобы данная деятельность учащихся стала основой для следующего уровня проектной деятельности, планируется:



  • проведение процедур соотнесение полученного продукта с замыслом, в ходе которой обнаруживается зазор между данными характеристиками, осознается собственно замысел и происходит постановка задач на улучшение продукта;

  • проведение исторической реконструкции процесса изобретения и создания продукта, в том числе через просмотр соответствующих фильмов, посещение музеев истории науки и техники;

  • проведение процедур соотнесения процесса создания продукта (например, написание и изготовление книги) с реальным производственным процессом, в том числе и через экскурсии на производство.

Подобная проектная деятельность, как пропедевтика сложных видов проектной деятельности, выстраивается на материале всех учебных дисциплин; реализуется во время урочной и внеурочной деятельности, а так же в пространстве школьного дополнительного образования; носит краткосрочный (длительность одного проекта - 1-1.5 месяца или 1-2 недели в формате «погружения») и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах и учебном плане.

Дизайн-проект (7-8 класс)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски. Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования - создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных\адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения\использования. Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатики, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ, обеспечивающих их выразительность и запоминаемость; изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).

Проектная деятельность выстраивается на материале учебных дисциплин, реализуется через урочную, внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование, носит как краткосрочный, так и среднесрочный (длительность одного проекта 1- 3 месяца) и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах.

Проект, меняющий жизнь (9 класс)

В рамках этих проектов старшие подростки являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социо-культурного характера. На данном этапе существенны две характеристики проектной деятельности.


  1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки, замысливая и реализуя свой проект действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе - «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным.

  2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Педагоги, работающие с подростковыми проектами на данном этапе, ориентируются на следующие виды проектов:

  • социальные проекты, направленные на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия (проекты «Разработка образовательной программы и обучение пожилых людей компьютерной грамотности», «Организация праздников в детском доме» и др.);

  • творческие проекты, ориентированные на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия (проекты «Социальная реклама», «Организация постоянных творческих выставок для изменения облика собственной школы» и др.);

  • проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений («Бизнес-проекты малых предприятий», «Проект техноэкополиса «БиоДеревня», проект технополиса «Разумный город» и др.);

  • проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации посредством разработки эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.


3.2. Учебно-исследовательская деятельность

В настоящей программе исследовательская деятельность школьников понимается как деятельность учащихся, по своей структуре сходная с научной деятельностью.



Учебно-исследовательская деятельность учащихся подростковой школы в данной программе понимается как система учебных ситуаций, направленных на открытие и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе - норм современной научной исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность в 5-7 классах в рамках урочной деятельности

В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 5-7 классов является рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат исследовательских заданий.

Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.

В рамках дисциплин естественно-научной направленности учащимся необходимо воспроизвести по описанию ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Если обнаружение нового свойства известного объекта или «открытие» нового явления будет проделано самими учащимися, то оно с большой вероятностью будет сопровождается удивлением познавательного характера. Вопросы-удивления «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?» могут быть переформатированы в вопросы проблемного характера.

Следующий шаг работы с исследовательским заданием - работа с текстом (в том числе и с текстом учебника) как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно подействовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

Обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности. Параллельно с этим запланировано проведение школьниками 5-7 классов локальных мини-исследований, выстроенных в логике «исследовательских заданий» на смежном с учебными дисциплинами материале. Организация мини-исследований так же предполагает проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности. Исследования данного формата проводятся учащимися индивидуально или в группах.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в 5-7 классах за границами урочной деятельности представлены в таблице.


Формы образовательного процесса

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в 5-7 классах

Внеурочная деятельность

1. Погружения надпредметного характера

  • Анализ этапов и содержания научного исследования (знакомство с описанием научного исследования, представленного в виде текста или фильма; выделение этапов исследования, исследовательских задач, способов решения, обсуждение полученных результатов).

  • Воспроизведение адаптированной под возраст схемы научного открытия (знакомство с ситуацией–проблемой и ее обсуждение; знакомство с теоретическим решением проблемной ситуации, самостоятельное проведение опыта или эксперимента).

2. Групповые и самостоятельные наблюдения/опыты в отношении самостоятельно сформулированных познавательных вопросов, в том числе – проблемного характера.

3. Самостоятельное выполнение эмпирических исследовательских

заданий, предложенных педагогом, в полевых условиях.


Самостоятельная деятельность

Самостоятельное выполнение эмпирических исследований я деятельность (наблюдений и опытов) с опорой на специальную методическую литературу или в соответствии с собственным познавательным вопросом.

Дополнительное образование

Школьные, городская и сетевая научно-практическая конференция

Региональные каникулярные школы



Учебно-исследовательская деятельность в 8-9 классах в рамках урочной деятельности

Для учащихся 8-9 классов базовой образовательной задачей является освоение норм исследовательской деятельности через формат исследовательских задач, предполагающих групповые формы работы.

Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.

Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.

При конструировании исследовательской задачи используется изучаемый программный материал. Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки. Исследовательских задач должно быть не менее трех-четырех в течение учебного года в рамках одного учебного предмета. Учебно-исследовательская работа, организованная в виде выполнения исследовательских заданий на материале программного курса и на смежном материале в виде мини-исследований остается доминирующей в этом возрасте.

Другие формы организации учебно-исследовательской деятельности в 8-9 классах представлены в таблице.




Формы образовательного процесса

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в 8-9 классах

Внеурочная деятельность

1. Погружения надпредметного характера

  • Историческая реконструкция научного открытия. Выделение исторической проблематики, описание конфликтующих научных картин мира, оценка произошедших изменений в научной картине мира, оценка открывшихся перспектив в изучении окружающего мира. Воспроизведение под руководством педагога реальных исследовательских процедур (опытов, экспериментов).

2. Интеллектуальный практикум

  • Переизобретение экспериментальной процедуры в той или иной области той или иной науки

  • Постановка исследовательских вопросов, в том числе вопросов проблемного характера; планирование способов их решения по схеме: «Как бы я исследовал данное физическое явление (историческое событие)?»

3. Исследовательская лаборатория

Полевые исследования, в том числе мониторинговые

исследования, связанные с текущей динамической оценкой


Самостоятельная деятельность

  • Инициативное участие в научных исследованиях, проводимых студентами вузов

  • Самостоятельное «исследование-воспроизведение» свойств известного объекта;

  • исследование объекта по алгоритму, совместно спланированному с научным руководителем.

  • Исследование объекта по собственной исследовательской программе.

  • Исследование - историческая реконструкция:

    • реферат (описание логики исследования, включая проблематику, перечень гипотез, процедуры проверки и т.д.);

    • воспроизведение научного исследования с самостоятельным проведением исследовательских процедур.

Дополнительное образование

Школьные, городская и сетевая научно-практическая конференция

Региональные каникулярные школы



4. Образовательное пространство школы как ресурс реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Открытие и освоение учащимися подростковой ступени школы норм исследовательской и проектной деятельности осуществляются в разных, но содержательно и организационно взаимосвязанных друг с другом подпространствах школы.

Предметно-организационные способы увязывания между собой исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй - используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций, могут быть разными. Таким вариантом являются межпредметные интегративные погружения. Эффективность погружения повышается, если деятельность школьников «помещена» в значимые социальные и социо-культурные контексты.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> План. Введение. Значение принципа оптимизации образовательного процесса для усиления развивающего влияния обучения с. 2-3
DswMedia -> Пояснительная записка статус документа
DswMedia -> Ответы по биологии для 11 класса
DswMedia -> В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся
DswMedia -> Справочные данные
DswMedia -> Программа курса «Основы светской этики»
DswMedia -> Искусство изготовления игрушек один из древнейших видов народного творчества
DswMedia -> Культура поведения закладывается в семье


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница