В. А. Барежев Санкт-Петербургский гос экономический ун-т Российский pr: парадоксы этического дискурса



Скачать 38.19 Kb.
Дата08.01.2018
Размер38.19 Kb.

В. А. Барежев

Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т

Российский PR: парадоксы этического дискурса

Практически в самом начале истории профессиональных связей с общественностью в России ее представителями был поставлен вопрос о необходимости иметь и соблюдать определенные нормы профессиональной этики, о социальной ответственности и общественной репутации новой профессии. Поэтому не случайно созданная в ноябре 2001 г. Российская ассоциация по связям с общественностью среди прочих своих задач официально заявила такие, как внедрение в практику и деловой оборот профессиональных и этических норм, а также контроль их соблюдения, принятие документов, определяющих этические нормы и принципы поведения членов PR-сообщества. Уже в 1994 г. эти заявления и задачи нашли свое отражение в принятой РАСО Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Данному событию некоторые исследователи придают столь большое значение, что связывают с ним начало нового этапа развития PR в России – этапа вторичной институционализации. Что же изменилось спустя почти десятилетие с момента принятия указанной Декларации в отечественной теории и практике PR с точки зрения ее этических характеристик?

Увы, ни похвалиться успешным решением поставленных задач, ни порадоваться строгому соблюдению этических принципов и норм РАСО, ни удовлетвориться заинтересованным обсуждением вопросов профессиональной и служебной этики в деятельности PR-специалистов мы никак не можем. Имеет место совершенно противоположная картина.

Прежде всего, можно констатировать, что сформированный в РАСО Комитет по этике и профессиональным стандартам практически не работал и никакого сколько-нибудь заметного наследства после себя не оставил. По крайней мере, никаких следов этой работы невозможно обнаружить ни в публичных отчетах Ассоциации, ни в материалах ее сайта и ведущего российского PR-издания - журнала «Советник». Указанный же Комитет в какой-то момент вообще прекратил свое существование. Во всяком случае в настоящее время такового нет среди 17 комитетов и комиссий РАСО.

Следующая констатация касается оценки публичного дискурса по этической проблематике российских теоретиков и практиков связей с общественностью. И здесь дело обстоит весьма печально. Проведенное нами библиографическое исследование показало, что соответствующие публикации (небольшие статьи и тезисы) можно пересчитать по пальцам. За исключением одной монографии и одной кандидатской диссертации серьезных научных исследований вопросов профессиональной этики в связях с общественностью в России не проводилось. Нет и учебников или учебных пособий, которые были бы специально посвящены вопросам профессиональной этики в PR. Большинство выходящих учебных пособий и учебников, рекомендованных для студентов вузов, изучающих связи с общественностью, обходят этическую проблематику стороной. В лучшем случае упоминаются профессиональные этические кодексы - РАСО и зарубежных организаций.

И еще один факт: кроме одной всероссийской научно-практической конференции на тему «Профессиональная этика в ПР и рекламе», проведенной в 2002 г. в С.-Петербурге, ничего подобного у нас больше не было - ни онлайн-конференции, ни симпозиума, ни круглого стола или специализированного семинара.



Итак, мы со всей ответственностью можем констатировать, что в настоящее время в России нет серьезной научной рефлексии и внятного дискурса по этическим вопросам PR. Правда, регулярно появляются и в прессе, и в Интернете, в частности на портале Компромат.ru, скандальные для репутации профессии статьи и заметки о так называемом «черном пиаре», неэтичных действиях тех или иных PR-агентств и специалистов. Истины ради надо также отметить появление довольно странной литературы, посвященной феномену «черного PR». Анализ этой литературы позволяет утверждать, что в ней зачастую подробно описываются и даже пропагандируются приемы и технологии изощренной манипуляции сознанием, ловкого обмана людей, циничной дискредитации и компрометации личности, и сам этот «черный PR» рассматривается в качестве эффективного средства конкурентной борьбы (см., напр.: Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. СПб.: БХВ, 2005; Ольшевский А. С., Ольшевская А. С. Негативные PR-технологии. М.: Инфра-М, 2004.). Все это, на наш взгляд, является прямым вызовом этическим нормам цеха, наносит ущерб имиджу профессии, подрывает ее репутацию. Стоит ли удивляться на фоне всего этого, что в большинстве своем опрашиваемые россияне считают профессию «пиарщика» аморальной, и в их сознании слово "пиар" имеет, в первую очередь, негативные ассоциации: «черный пиар» (34%), обман (33%) и манипуляции (19%) (http://www.dv-reclama.ru/russia/analytics/detail.php?ELEMENT_ID=13914 ).

И еще одна ремарка. В новом стандарте подготовки в наших вузах бакалавров по направлению «реклама и связи с общественностью» также «блестяще» отсутствует профессиональная этика как учебная дисциплина. Значит, ее преподавание и овладение соответствующими знаниями – дело факультативное, добровольное? Знание норм профессиональной и служебной этики, не говоря уже об акцентируемых на данном семинаре «основных этических проблемах современного медиасообщества, роли нравственно-этических постулатов в развитии современного коммуникационного пространства» - все это по выбору студентов? Но даже этого выбора во многих вузах, обучающих рекламе и связям с общественностью, у студентов нет, поскольку их нет в учебных программах.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rekref.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница